holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Поль Гоген 1


                                                 Искусство - это или плагиат,
                                                 или революция.
                                                                            Поль Гоген

Красив остров Хива-Оа. Он самый большой в Маркизском архипелаге в Тихом океане, лежит на 10 градусе южной широты, окружён по берегу полосой кокосовых пальм и пересечён зелёными долинами, вырезанными в горном массиве. Сильное солнце делает краски необычайно яркими, пятна света и тени окрашивают пейзаж, как нигде ещё. В XIX веке природа здесь была чистой, не искажённой цивилизацией. Туземцы сохраняли свои древние обычаи, жили "дикой" жизнью, бывали даже случаи людоедства.

Но французские власти уже начинали создавать очаги цивилизации по типу белых поселений. Атуона, такой "осторовок" на Хива-Оа, уже имел несколько магазинов, пункт жандармерии,  протестанскую и католическую  церкви, школу и кладбище.

Среди многих белых, прибывающих в Атуону, один мужчина обращал на себя внимание одеждой и поведением даже в условиях той свободной жизни и разнообразия.  Одетый в рубашку, какую носят маори на Таити, обёрутый вокруг бёдер цветным парео,  в каким-то  зелёным берете с брошкой, он в одиночку взбирался на вершину скалы и сидел там, глядя на океан. Потом медленно с видимым усилием спускался, опираясь на рукоять резной трости. Тростей у него было  несколько, все оригинально и красиво украшенные. Иногда он совершал прогулки в небольшой конной повозке, как бы уже не имея сил ходить.

Он не был старый, скорее был похож на больного и преждевременно ослабевшего человека. Но у себя дома работал с силой и напором. Все знали, что Коке - так назывли его туземцы - художник. И все знали его дом в центре Атуона, хотя не многие побывали  внутри. Он был построен на сваях, поднят на два метра над землёй, как все другие дома. Но внутри совршенно не такой. Он состоял из большой мастерской, стены которой были заполнены работами  самого художника вперемешку с репродукциями картин других, фотографиями, местными иструментами и оружием. Как и рукояти тростей, мебель и части стен пкрывали узоры растительных и звериных мотивов, перемешанных с человеческими фигурами и надписями, вырезанными в дереве. Одна сообщает название места: "Дом роскоши".

Только трое белых бывали в этом доме: бывший сержант морской пехоты Гуйлету, владелец ближайшего магазина Варне и жандарм в отставке Рейнер. Да ещё поэт и революционер в ссылке молодой индокитаец Нгуен Ван Кам.

Кроме них, художник общался с туземцами, относящимися к нему с удивлением и большой симпатией, прежде всего из-за его постоянной защиты местных жителей от французских властей, и из-за его простого дружеского обращения и необыкновенного искусства.

Картины, пояляющиеся в доме на сваях, ничем не напоминали популярные тогда в Европе и, конечно, не пришлись бы по вкусу представителям колониальных властей. Их темами были окружающий пейзаж, экзотическая растительность, земля, океан, люди и звери. И всё это показано было не просто, как на фото, а в  восприятии художника.

Туземцы на этих картинах не являлись повторениями живых моделей, они не такие красивые, как в жизни. Руки и ноги немного короче и грубее, фигуры не так стройны, черты лиц упрощены. Но благодаря упрощению одних черт за счёт других подчёркивается то, что привлекает художника - простота жизни, согласованная с природой, красота тела, не скрытая лишней одеждой.

В зависимости от настроеня Коке пишет фигуры людей или пейзаж с людьми и зверями, волны океана, бьющие в берег, коней, переводимых через реку, землю, где в тени хлебных  деревьев, пальм и бананов, как в сказочном раю, отдыхает первобытный человек, погружённый в природу.

Но вдруг среди видов прекрасного юга появляется совершенно другой. Это пейзаж Франции, заснеженной деревни с характерными бретонскими силуэтами крутых крыш, башня храма. Вид Севера, который художник запомнил навсегда.


Однажды в полдень приятель художника сосед Тиока пришёл его проведать и справиться о здоровье. Он крикнул снизу: "Коке!". Никто не ответил. Тиока вбежал наверх и нашёл друга мёртвым. Вызванный пастор определил сердечный приступ. Напрасно верный друг пытался его оживить  древними ритуалами. Когда заклинания не помогли, он умастил тело, убрал его цветами по туземному обычаю. Пришла католическая братия и занялась похоронами. На могиле Тиока установил плиту базальта с надписью : "PAUL GAUGUIN 1903".

Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Вино на радость нам дано.

    Гора, вина хлебнув, и та пошла бы в пляс. Глупец, кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должны вина цураться? Вздор! Это дивный…

  • Шутки, раскопанные археологами

    Лекция уголовного права. – Мы сегодня постараемся рассмотреть как развивается категорический императив в его субстанции. Это всего лучше…

  • Я сам обманываться рад

    "Маразм крепчает", - сказал какой-то неведомый, но наблюдательный человек. Вспомнил я это классическое высказывание в связи с реакцией…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments