
Гойя 1, 2, 3, 4
На войне
Это были последние годы правления Карла IV. Испанская монархия становилась всё слабее, всё больший вес в Мадриде приобретают французы со своим императором Наполеоном. Народ недоволен и, наконец, хватается за оружие. В марте разразилось восстание, толпа ворвалась во дворец ненавидимого Мануэля Годоя, и первый министр чудом спасся.
Тогда Наполеон вынудил королевское семейство отречься и посадил на трон своего брата Иосифа. В Испании французский король! А в Мадрид вошли французские войска.
Они прибыли из Франции, которая столько лет была для Гойи и его друзей родиной Свободы, Равенства и Братства, из страны, где угнетение и невежество сменилось справедливой властью. Это были как бы посланцы справеливости и разума. Гойя, как многие стремящиеся к свободе испанцы, смотрел на входящие в Мадрид войска с надеждой и радостью.
Уже спустя несколько недель оказалось. что солдаты Наполеона и Иосифа пришли не для того, чтобы принести свободу и справедливость. Они вели себя как жестокие захватчики, издевались над испанцами, приказывали им и жестоко карали неподчинение, забирали скот и зерно, грабили города.
На жестокость народ ответил жестокостью. Вспыхнуло новое восстание, сначало в Мадриде, а потом охватившее всю страну. Началась кровавая война, продолжавшаяся 5 лет, до падения Наполеона. По одну сторону - испанские крестьяне, обитатели предместий, священники, женщины, бывшие солдаты. Многие тёмные, суеверные, погружённые в прошлое, не имеющие ни малейшего понятия, каким должно быть новое справедливое общество, но желающие воевать с захватчиками. На другой стороне находились воспитанники французского Просвещения, офицеры лучшей тогда в Европе армии. А главной их силой были прибывшие из Африки солдаты корпуса маршала Мюрада, полудикие, славящиеся жестокостью мамлюки.
В той войне не брали пленных, мамлюки сжигали целые деревни и вырезали жителей, а крестьяне в ответ устраивали засады, ночью подкрадывались к их обозам и перерезали им в темноте глотки.

Так вот выглядел приход освободителей из-за гор. А для Гойи эта война была не только чем-то - как все войны - страшным и бессмысленным; она была крушением всех много лет лелеемых надежд. Армия Революции и Республики, та, что пошла воевать с "Марсельезой" на устах, стала армией жаждущего завоеваний императора - грабит, мучает.
Старый глухой художник ходил по улицам Мадрида, где шли бои, а потом французы расстреливали захваченных повстанцев. Он делал наброски, а на вопросы "зачем?" отвечал: "Хочу показать людям то, что они делают. Может, тогда они перестанут быть дикарями". Он начинает работать над новым циклом гравюр, более страшным, чем "Капричос". Он мастер не только живописи, но и графики. Новый цикл он назвал "Ужасы войны".
Многие художники писали и рисовали войну до Гойи. Уже тогда была, есть и сегодня, разновидность живописи, называемая "батальной". На батальных картинах мы видим эффектые сцены: штурм стен крепости, эскадроны уланов, атаки пехоты под взрывами картечи. Там есть и страшные моменты: кровь, умирающие люди. Но самый жестокий бой, саме упорное столкновение солдат всегда выглядит мобилизующе, вдохновляюще. Мы смотрим на сильных людей, и хочется верить, что, несмотря на жестокость, война - славное, благородное дело.
У Гойи война показана вблизи. Французские солдаты и испанские крестьяне воюют отчаянно - ножами, штыками, вилами, зубами. Тут нет живописных сражений, красивых галопирующих кавалеристов. Есть брёвна, к которым привязывают пленных, чтобы расстрелять, виселицы с повешенными, четвертованные тела, нанизанные кусками на заострённые ветки деревьев. Есть внутренность дома, разрушенного взрывом: среди перевёрнутой мебели, треснувших балок валяются в беспорядке мужчины, женщины, дети. Ребёнок, бегущий с плачем за выносимым трупом матери. Или телега, на которой, как мешки с картофелем, навалены тела убитых.

Здесь мы смотрим на войну не со стороны полководцев, а со стороны жертв.
В это же время Гойя создаёт картину "Расстрел мадридских повстанцев". Это о ночи с 2 на 3 мая 1808 года, когда, после подавления восстания в Мадриде французы хватали всех подозрительных и расстреливали без суда. Подобное описано в "Войне и мире" Л.Толстого, там расстреливали подозреваемых в поджоге Москвы.

Ночь. Вдали виден корлевский замок. Место казни освещено мощным фонарём. Справа - готовящиеся к залпу солдаты. Слева - приведенные на расстрел повстанцы, убитые и те, в кого направлены стволы ружей. Выделяется один из них, в ярких жёлтых брюках и белой рубашке. Он не закрывает глаза, глядит в лица стреляющим и поднял вверх раскинутые руки. Этот жест напоминает умирающего на кресте Христа. Но ведь это не смерть Бога или святого, это расстрел человека из народа, который отважно и сознательно умирает за свободу.
Так появилась одна из самых знаменитых картин мира. Никто до Гойи не изображал расстреливаемых, а он сделал это так просто, и так, что каждый, увидевший эту картину и этот жест погибающего, будет об этом помнить всегда.
Образы "Дома глухого"

гойя уже не переносил большого города, королевского двора. Оставил Мадрид и вернулся на родину в Монклоа, в тот дом, который потом назовут домом глухого. Там он один среди голых стен вспомнал всю свою жизнь и всё зло, которое видел.
Он начал рисовать на стенах, теперь только для себя. Немногие приходили в Quinta del Sordo. Мало кто при жизни Гойи видел Сатурна, римского бога, пожирающего своих детей, или шабаш ведьм, или отвратительного старика, хлебающего суп. Тёмные фигуры с искажёнными мордами мечутся по стенам дома, отвратительные и зловещие.
Когда на стенах не осталось места, художник на бумаге и на полотне создавал всё новых монстров, полулюдей-полузверей, взлетающих ввысь, сидящих на ветвях засохших деревьев, танцующих с кастаньетами.
Пугающий мир рисунков и картин становился всё богаче, поражал воображение своей необычностью. Когда люди после смерти художника увидели его работы, крик чудовищ Гойи прозвучал по всей Европе, по всему миру.

