
А всё кончается, кончается,
кончается...
Валерий Канер
Полоса несчастий началась раньше, чем Рембрандт закончил "Выход стрельцов". Сначала умерли две маленькие дочки и один сын, а потом, после рождения ещё одного, умерла Саския. И в большом полном богатства доме художник остался один с девятимесячныи сыном. Его счастливая молодость закончилась.
Рембрандту пришлось расплатиться за то, что его жена была из привелегированного рода. Родственники Саскии, которые были недовольны её браком с сыном мельника, и колорые всегда говорили о том, что он разбогател благодаря женитьбе на богатой девушке, обвинили его, что он завладел имуществом Саскии. В Суде Рембрандт не смог доказать, что его доходы художника многократно превосходили имущество жены, и он проиграл процесс.
А потом проиграл и другие. Оказалось, что в финансовых документах, счетах и векселях, надо уметь разбираться даже художнику. Жизнь жестока, каждый думает о своей выгоде и готов вырвать у ближнего каждый грош, если может сделать это по закону.
Их общий, Рембрандта и Саскии, дом был куплен в рассрочку и не полностью выплачен. В какой-то момент денег на выплаты не хватило. Погружённый в живопись художник не подумал, что можно кое-что продать из тех ценностей, что были в доме, и пошёл простейшим путём: начал делать долги.
Долги росли, росли проценты, и настало время выкупа векселей, а у Рембрандта не было денег, и люди, которым он доверял, которых считал друзьями, поступили безжалостно: продали векселя ростовщикам или стали владельцами его имущества.
Вскоре после смерти Саскии Рембрандта объявили банкротом. Появился чиновник, который распродал и дом, и все призведения искусства, собранные Рембрандтом. Это тянулось долго, в доме и мастерской толпились владельцы магазинов, пользующиеся случаем поживиться.
Наконец, когда Рембрандту уже было 52 года, дело завершилось. Победители взяли себе всё, а Рембрандту после тридцати лет напряжённого труда не досталось ничего.
Опустел тот дом, где он жил с Саскией. Тут уже нечего искать. В мещанском Амстердаме объявленный банкротом - запятнан, остаётся без друзей. Рембранд переехал в бедный еврейский район и поселился в скромном доме.
Он не совсем одинок: у него 19-летний сын Титус и молодая женщина Гендрикье Стеффльс. Она была нянькой Титуса, потом моделю художника, потом стала подругой его жизни. Но художник не мог на ней жениться, это было запрещено условиями судебного решения о наследстве.
Поэтому их связь тоже была нелегальна, она была запрещена церковью. Гендрикье была несколько раз вызвана церковными властями, потом судима и отлучена от святого причастия.



Она была очень умная и толковая женщина. Видя. что финансовые тяготы Рембрандта не заканчиваются, что он по-прежнему в долгах, а все его работы забирают, она зарегистрировала работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника. Теперь владельцами стали она и Титус, Рембрандт стал их работником, то, что он создаёт, ему не принадлежит, и забирать его работы уже нельзя. А их с Рембрандтом дочь она согласилась назвать Корнелией; так звали мать Саскии, так называли Рембрандт и Саския обеих не выживших дочерей. Гендрикье не старалась лишить Рембрандта памяти о Саскии.
Вдруг появилась надежда на восстановление авторитета Рембрандта в обществе. Городские власти заказали ему картину в новую ратушу, построенную вместо сгоревшей. Появилась идея украсить её двенадцатью большими картинами на тему войны I века н.э. предков голландцев - батавов - против римлян. Это должно было стать напоминанием о вековечном стремлении народа к свободе в связи с недавней войной с Испанией.
Первая сцена должна была изображать завязку: повстанцы ночью с Клаудисом (Юлием) Цивилисом, вытянув вперёд мечи, присягают воевать до победы. Может быть, заказчики подумали именно о Рембрандте потому, что он в основном писал тёмные картины.

Блестящие в свете лампы мечи, сосредоточенные лица создают атмосферу таинственности, целеустремлённости. подъёма и одновременно угрозы. Сегодня фрагмет середины картины составляет предмет гордости Народного музея Стокгольма.
Нам известен только этот фрагмент, остальное не сохранилось. Потому что, когда художник выставил свою работув зале ратуши, её восприняли как недоразумение. Городские власти пожелали изменений, окончания того, что они посчитали неоконченным. Рембранд не согласился и забрал картину. Так и неизвестно, кто вырезал этот фрагмент из целого.