Среди многочисленных заказов художника, которых вполне хватало, был один очень важный. Его сделал знаменитый городской хирург, профессор Николас Тульп. Он хотел, чтобы Рембрандт выполнил его портрет вместе с друзьми во время "лекции анатомии".
"Лекции анатомии", распространённые тогда в Европе, были просто публичными вскрытиями трупов, превращёнными в зрелища. Кроме моментов зрелищных и своеобразных научных, они содержали элемент морали: напоминали о божьем суде; к вскрытию допускались якобы лишь тела преступников после исполнения смертного приговора.
Этот первый групповой портрет, исполенный спустя несколько месяцев после прибытия Рембрандта в Амстердам, окончательно укрепил авторитет художника. Это была работа для того времени необычная, но не благодаря теме, которая уже неоднократно затрагивалась в нидерландском искусстве, а потому, что до тех пор никто не изображал эту сцену таким образом.
Важнейшей фигурой является доктор Тульп, выполняющий вскрытие. Вертикальной, выпрямленной, исполенной спокойствия и достоинства фигуре учёного Рембрандт противопоставил лежащий горизонтально труп.
Бледость трупа контрастирует с черной одеждой слушателей, с их розовыми лицами. Собравшиеся у изголовья мёртвого тела очень по-разному реагируют на лекцию. Одни смотрят на профессора, другие пытаются сравнивать его изложение с раскрытым у ног мертвеца книгой, атласом анатомии; двое, стоящие в глубине, обращены лицами к зрителю. Один, справа от Тульпа, держит листок для записи. Именно на основании надписей на листке удалось установить, что аудитория знаменитого хирурга состоит не из его учеников или коллег, а из его приятелей.
Конкретный заказ доктора Тульпа на групповой портрет Рембрандт превратил в нечто более важное. Противопоставляя так выразительно заинтресованных слушателей безвольной фигуре трупа, он сравнил жизнь и смерть, живые тела людей, одухотворённые внутренней силой, и их оболочки, чисто материальную суть. А между этими крайностями - фигура доктора Тульпа, символ знания, мудрости - мост между духовным и материальным.
"Лекция доктора Тульпа" добавила Рембрандту заказов на портреты. Художник исполняет их, время идёт, и он становится не только прославленным, но и богатым. Ему позируют богатые мещане и знать Амстердама, желая, чтобы он увековечил не только их лица, но и достаток. И Рембрандт старательно изображает их украшения в портретах моделей, блеск дорогих тканей, драгоценных камней. Это портреты обычные, не отличающиеся от работ современных ему художников.
Молодой сын мельника хочет богатства и славы и делает то, что их приносит. Но иногда художник берёт верх над послушным ремесленником.
Так появляется из-под его кисти "Портрет старушки", где темой является старость. Конечно, это не заказной портрет, женщина бедна и её одежда скромна. И взгляд её обращён в себя, в прожитые годы. Это полотно правильнее называть не портретом, это размышления художника о судьбе человека, о том, о чём писал Л.Толстой: «В старости отмирают способности, внешние чувства, которыми общаешься с миром: зрение, слух, вкус, но зато нарождаются новые, не внешние, а внутренние чувства для общения с духовным миром — и вознаграждение с особым излишком».
Рембрандт много писал стариков, но не сама по себе старость, не состояние человека в этом возрасте, а «нарождение внутренних чувств для общения с духовным миром» — вот что было причиной его интереса. Поэтому он часто пишет не заказанные портреты. Он изображает беженцев, которых полно в Амстердаме, заморских купцов, невольников из восточных колоний. Он находит в этом богатом и либеральном городе разнообразие типов, культур, обычаев; из этих наблюдений он потом будет черпать мотивы своих работ.
В доме Гендрика ван Эйнленбюрха, где Рембрандт некоторое время жил по прибытии в Амстердам, он познакомился с племянницей хозяина, молодой девушкой по имени Саския. Она интеллигента, очень интересуется искусством, и её интересует художник, о котором столько говорят в Амстердаме. Саския тоненькая и хрупкая, хорошо воспитана, происходит из дворянского рода. Рембранд ощущает при ней скованность, он, сын мельника, её не достин. Он при ней или молчит, или отвечает преувеличенно любезно. И Саския быстро поняла, что призводит на художника сильное впечатление, что его жёсткость - это только видимость. И она под предлогом заказа портрета стала встречаться с Рембрандтом в его мастерской.
Когда портрет был готов, на мольберте стояло изображение молодой дамы в красивой красной шляпе, в наброшенной на плечо меховой накидке и драгоценностях. Оба были поражены. "А ведь работа уже окончена", - сказала Саския. Рембрандт вдруг схватил кисть и вместо красного анемона, который на портрете Саския держала в руке, несколькими движениями кисти изобразил ветку розмарина, символа обручения.
С этой минуты, с начала июня 1633 года, Саския ван Эйленбюрх (а через год - уже ван Рейн) стала главной моделью Рембрандта.
Он писал её как Флору, богиню плодородия и урожая. Придавал её лицо и фигуру женщинам из греческой мифологии и Библии.
А это она сама, просто Саския, недавно ставшая женой Рембрандта ван Рейна, в красной шляпе с пером, в меховом плаще, перекинутом через плечо и в атласном платье под плащём. Лицо и руки молодой женщины выделяются на тёмном фоне, бурлящем богатством дорогих тканей и драгоценностей. Но нет излишеств. Всё это становится лишь фоном для нежного интеллектуального лица.