holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Рембрандт 3

                          Рембрандт 1, 2

Среди многочисленных заказов художника, которых вполне хватало, был один очень важный. Его сделал знаменитый городской хирург, профессор Николас Тульп. Он хотел, чтобы Рембрандт выполнил его портрет вместе с друзьми во время "лекции анатомии".

"Лекции анатомии", распространённые тогда в Европе,  были просто публичными вскрытиями трупов, превращёнными в зрелища. Кроме моментов зрелищных и своеобразных научных, они содержали элемент морали: напоминали о божьем суде; к вскрытию допускались якобы лишь тела преступников после исполнения смертного приговора.

Этот первый групповой портрет, исполенный спустя несколько месяцев после прибытия Рембрандта в Амстердам, окончательно укрепил авторитет художника. Это была работа для того времени необычная, но не благодаря теме, которая уже  неоднократно затрагивалась в нидерландском искусстве, а потому, что до тех пор никто не изображал эту сцену таким образом.

Важнейшей фигурой является доктор Тульп, выполняющий вскрытие. Вертикальной,  выпрямленной, исполенной спокойствия и достоинства фигуре учёного Рембрандт противопоставил лежащий горизонтально труп.


Бледость трупа контрастирует с черной одеждой слушателей, с их розовыми лицами. Собравшиеся у изголовья мёртвого тела очень по-разному реагируют на лекцию. Одни смотрят на профессора, другие пытаются сравнивать его изложение с раскрытым у ног мертвеца книгой, атласом анатомии; двое, стоящие в глубине, обращены лицами к зрителю. Один, справа от Тульпа, держит листок для записи.  Именно на основании надписей на листке удалось установить, что аудитория знаменитого хирурга состоит не  из его учеников или коллег, а из его приятелей.

Конкретный заказ доктора Тульпа на групповой портрет Рембрандт превратил в нечто более важное. Противопоставляя так  выразительно заинтресованных слушателей безвольной фигуре трупа, он сравнил жизнь и смерть, живые тела людей, одухотворённые внутренней силой, и их оболочки, чисто материальную суть. А между этими крайностями - фигура доктора Тульпа, символ знания, мудрости - мост между духовным и материальным.

"Лекция доктора Тульпа" добавила Рембрандту заказов на портреты. Художник исполняет их, время идёт, и он становится не только прославленным, но и богатым. Ему позируют богатые мещане и знать Амстердама, желая, чтобы он увековечил  не только  их лица, но и достаток. И Рембрандт старательно изображает  их  украшения в портретах моделей, блеск дорогих тканей, драгоценных камней. Это портреты обычные, не отличающиеся от работ современных ему художников.

Молодой сын мельника хочет богатства и славы и делает то, что их приносит. Но иногда художник берёт верх над послушным  ремесленником.

Так появляется из-под его кисти "Портрет старушки", где темой является старость. Конечно, это не заказной портрет, женщина бедна и её одежда скромна. И взгляд её обращён в себя, в прожитые годы. Это полотно правильнее называть не портретом, это размышления художника о судьбе человека, о том, о чём писал Л.Толстой: «В старости отмирают способности, внешние чувства, которыми общаешься с миром: зрение, слух, вкус, но зато нарождаются новые, не внешние, а внутренние чувства для общения с духовным миром — и вознаграждение с особым излишком».

Рембрандт много писал стариков, но не сама по себе старость, не состояние  человека в этом возрасте, а «нарождение внутренних чувств для общения с духовным миром» — вот что было причиной его интереса. Поэтому он часто пишет не заказанные портреты. Он изображает беженцев, которых полно в Амстердаме, заморских купцов, невольников из восточных колоний. Он находит в этом богатом и либеральном городе разнообразие типов, культур, обычаев; из этих наблюдений он потом будет черпать мотивы своих работ.

В доме Гендрика ван Эйнленбюрха, где Рембрандт некоторое время жил по прибытии в Амстердам, он познакомился с племянницей хозяина, молодой девушкой по имени Саския. Она интеллигента, очень интересуется искусством, и её интересует художник, о котором столько говорят в Амстердаме. Саския тоненькая и хрупкая, хорошо воспитана, происходит из дворянского рода. Рембранд ощущает при ней скованность, он, сын мельника, её не достин. Он при ней или молчит, или отвечает преувеличенно любезно. И Саския быстро поняла, что призводит на художника сильное впечатление, что его жёсткость - это только видимость. И она под предлогом заказа портрета стала встречаться с Рембрандтом в его мастерской.


Когда портрет был готов, на мольберте стояло изображение молодой дамы в красивой красной шляпе, в наброшенной на плечо меховой накидке и драгоценностях. Оба были поражены. "А ведь работа уже окончена", - сказала Саския. Рембрандт вдруг схватил кисть и вместо красного анемона, который на портрете Саския держала в руке,  несколькими движениями кисти изобразил ветку розмарина, символа обручения.

С этой минуты, с начала июня 1633 года, Саския ван Эйленбюрх (а через год - уже ван Рейн) стала главной моделью Рембрандта.

Он писал её как Флору, богиню плодородия и урожая. Придавал её лицо и фигуру женщинам из греческой мифологии и Библии.

А это она сама, просто Саския, недавно ставшая женой Рембрандта ван Рейна, в красной шляпе с пером, в меховом плаще, перекинутом через плечо и в атласном платье под плащём. Лицо и руки молодой  женщины выделяются на тёмном фоне, бурлящем богатством дорогих тканей и драгоценностей. Но нет излишеств. Всё это становится лишь фоном для нежного интеллектуального лица.
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Вино на радость нам дано.

    Гора, вина хлебнув, и та пошла бы в пляс. Глупец, кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должны вина цураться? Вздор! Это дивный…

  • Шутки, раскопанные археологами

    Лекция уголовного права. – Мы сегодня постараемся рассмотреть как развивается категорический императив в его субстанции. Это всего лучше…

  • Я сам обманываться рад

    "Маразм крепчает", - сказал какой-то неведомый, но наблюдательный человек. Вспомнил я это классическое высказывание в связи с реакцией…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment