holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Рембрандт 2

                          Рембрандт 1

Слава
В отличие от большинства коллег, Рембрандт был упрям и горд. Он никому не льстил. Несмотря  - а, может быть, благодаря - на то, что он не происходил из богатого привелегированного рода; он был сыном мельника из Лейды, появился на свет 15 июля 1606 года. Прозвище ван Рейн взялось из наименование отцовского дела Рейн Молен, что означает попросту "мельница над Рейном". Старшие братья Рембрандта пошли по стопам родителей, совершенствуясь в выпечке хлеба и помоле муки. А Рембрандт с малых лет интересовался делами, намного выходящими за  границы мельничного дела. Замечали, что он мог необычайно увлекательно рассказывать о том, что с ним произошло или о чём он услышал. Родители решили обучать своего младшего: может, получится юрист или учитель?

Семь лет посещал Рембрандт латинскую школу в Лейде, где, кроме латыни, учил  историю и Библию. Библейские сюжеты запали глубоко в душу мальчика. Отец  гордился сыном, который мог так красиво  пересказывать события, описанные в  Старом и Новом заветах, отец и мать слушали их много раз. Но когда отец хотел  похвастаться способностями мальчика, тот молчал, как будто не мог выполнить  простейшую просьбу. Он становился несимпатичным, капризным, и в глазах тех, кто его не знал, казался полным  дурачком.
Родители понимали, что Рембрандт не любит ничего делать на показ и уважали его независимость. И, когда вопреки их надеждам  он не захотел продолжить учёбу в университете, к чему располагало окончание латинской школы, и захотел посвятить себя  художественному искусству, решили удовлетворить его новое желание. Отец устроил его в возрасте 14 лет в мастерскую  лейденского мастера, художника Якоба ван Сваненбурга.

Ван Сваненбург не был выдающимся мастером, не мог научить ничему, кроме основ ремесла. Познав лишь только саму технику,  Рембрандт подался в Амстердам, в мастерскую известного тогда в Голландии художника Петера Ластмана, который бывал в  Италии и знал искусство той страны, где впервые столкнулся с классической тематикой.

Петер Ластман изображал сцены бытовые, библейские, из истории Рима; пользовался в своём искусстве т.н. "итальянской   манерой", т.е. некоторым  искусственным благородством в изображении пейзажа, реалистическим изображением человеческого  тела. В этом стиле как бы соединились элементы высокого искусства итальянского ренесанса и мещанского, влюблённого в конкретику, голандского искусства. И, несмотря на то, что пребывание в мастерской Ластмана было кратким, около 6  месяцев, оно наложило отпечаток на творчество Рембрандта.

В 1626 году, когда появляются первые известные работы художника, он уже работает в  собственной мастерской в родной Лейде. Он работает много, с упорством, с нетерпением  человека, который поскорее хочет найти свою дорогу в искусстве. Подобно своему недавнему  учителю, создаёт сцены из древней истории и Библии ("Годеливость Тита", "Пророк Валаам"), но  его также привлекают реалии окружающей жизни: фигуры нищих, лицо матери, смотрящей на  него самого - ребёнка.

Он пробует разные техники, один и тото же сюжет в целой серии рисунков, переносит  изображение на гравюрную доску. Он никогда не удовлетворяется первым решением,  многократно возвращается к начатым и оставленным образам.

В этот период появляются работы, демонстрирующие его необычную технику работы со светом.  Первая из них называется "Ростовщик".  Сюжет очень прост: владелец конторы рассматривает  монеты. Дело присходит ночью, помещение погружено в густой мрак. На тёмном фоне  выделяются только части  предметов, обозначенные светом свечи.

Сидящий человек заслоняет пламя рукой, и виден только свет, отражённый от кучи  бумаг и книг, от лица и груди. Свет одновременно естественный и тревожный,  он драматизирует сцену, создаёт атмосферу таинственности,  обычный жест становится необычным.

Возможно, "Ростовщик" и некоторые другие работы Рембрандта того периода,  такие, как "Бегство в Египет" или "Читатели" появились под влиянием итальянского  художника Караваджо. Он был первым, кто отошёл от ренесансной  трактовки света в картинах. У мастеров ренесанса свет проникал в каждую деталь  полотна, равномерно насыщая цвета и подчёркивая особенности предметов,  людей, пейзажа. Он не концентрировал внимания зрителя на самом важном  предмете. А Караваджо выразительно подчёркивал источник света, пользовался  им, как режиссёр в театре прожектором. Он добился этим выразительности  изображаемых сцен, и одновременно их реализма: предметы были то выделены, то скрыты в темноте, как в повседневной жизни, в то время как свет в  ренесансных  полотнах был так равномерен, так совершенен, что такой трудно было бы отыскать в жизни.

Рембранд родился на 4 года раньше смерти Караваджо и никогда не был в Италии, но со стилем этого художника мог столкнутся  благодаря последователям, которых хватало и в Нидерландах. Неизвестно, насколько он испытал влияние итальянского  предшественника. В любом случае, художественная тенденция той эпохи, заключающаяся в искусстве драматическом, тревожном  и таинственном, позволила Рембрандту найти свою дорогу. Свет в картинах Рембрандта, при всём сходстве, всё же  свой, не такой, как у Караваджо. Только в "Ростовщике" ясен источник света. В других работах целесообразней говорть о  "ясности", чем об  "освещении". В них нет ни реалисического сочетания света и тени, ни реально показанного источника, ни  реального соотношения освещённого и затемнённого. А правдивость такой техники в другом: в мощном подчёркивании образа, в том, что она сильно  пробуждает воображение зрителя.

Талант Ребрандта начал прославлять его уже и за пределами его малой родины, о нём заговорили даже в Амстердаме, там искусство ценилось выше, чем в Лейде, и люди были побогаче. Да и управители не скупились на траты, увековечивающие славу города. В 1632 году двадцатишестилетний Рембрандт прибыл в Амстердам, опережаемый славой одного их талантливейших художников Нидерландов.
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment