holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Микеланджело 6


Микеланджело 1 , 2 , 3 , 4 , 5

Страшный суд
Однако Климент VII не давал о себе забыть. Однажды он вызвал Микеланджело к себе и приказал вернуться туда, где художник работал наиболее тяжело - в Сикстинскую капеллу и снова взять в руку кисть.

Он должен был создать огромную картину, покрывающую всю стену напротив входа. Тема картины - Страшный суд (у католиков он называется последний, окончательный). Микеланджело должен был всё бросить и в кратчайший срок представить папе эскизы и картоны (рисунки в натуральную величину).

Когда Микеланджело работал над картонами "Страшного суда", Климент VII умер. и его место занял Павел III. Микеланджело уже хотел вернуться к прерванной работе над надгробием Юлия II, которое тогда ещё не было закончено, но новый папа вызвал его и сказал, что даёт ему другое задание.

Скульптор не хотел за него браться и объяснил, что у него заключён договор с князем Урбино.

- Плевать на твой контракт! - вскричал Павел III, - Я 13 лет мечтал, чтобы ты работал для меня, и теперь, когда  я стал папой, я должен от этого отказаться?"
Он заставил и Микеланджело и князя Урбино покончить с памятником Юлию II. Недостающие фигуры выполнили другие скульпторы по моделям, представленным Микеланджело. Так закончилась продолжающаяся 13 лет трагическая история памятника, который должен был стать прекраснейшим творением эпохи и который бы стал им, если бы создателю позволили спокойно работать.

Теперь он должен был вернуться в капеллу и писать "Страшный суд", ибо папе очень понравились картоны, увиденные в мастерской художника.

Когда он начал работу на высокой риштовке в капелле, ему было 60 лет, а когда закончил - 66. Он опять всё, каждое пятнышко, писал сам, а был уже не молодым человеком. Однажды он даже упал с риштовки и потом долго лежал покалеченный. Но, несмотря на всё, постепенно на большой стене за главным алтарём Сикстинской капеллы проявлялась сцена "Страшного суда".

На эту тему было написано уже много картин, но фреска Микеланджело не была похожа ни одну из них. Не было там, как в подобных картинах, торжественного заседания Небесного Трибунала, тщательно организованной церемонии, в которой каждый имеет отчётливо выраженное место. Бог сидит на троне в окружении почитаемых святых, крылатых ангелов; по правую его руку - улыбающиеся и счастливые, те, что пойдут на Небеса, по левую - грешники, осуждённые в ад.

В "Страшном суде" Микеланджело мы видим бурлящую толпу нагих и полунагих тел. У Христа нет нимба и он ничем на напоминает того Христа, которого мы знаем по скульптурам и картинам. Это скорее разгневанный античный Аполлон. Ангелы не имеют крыльев. И святые, и спасённые, и осуждённые составляют неорганизованную, бурлящую толпу. Как потерпевшие крушение на море, поражённые буйством бури - одни спасутся, другие погибнут.

Вот группа осуждённых вываливается из лодки в топкие глубины с лицами, искажёнными болью и криком. Это лодка мифического перевозчика страны смерти Харона, а наблдает эту сцену старый, отвратительный и намешливый судья этой страны - Минос.
И ад у Микеланджело не похож на ад средневековых картин с рогатыми чертями и бушующим огнём. Это скорее ад из "Божественной комедии" Данте - картина человеческих мучений, зла и подлости. Потому что художник соединил Старый завет с античной традицией, с поэзией эпохи Возрождения. И изобразил великую картину жизни и судьбы людей, бросаемых жизнью как  бурей, в мучениях и страданиях.

Когда ещё до окончания работы Павел III пришёл в капеллу посмотреть, как продвигается работа, его сопровождал министр церемоний двора Багия да Кассена. Он смотрел на "Страшный суд" с огорчением. А потом сказал: "Изображение в этом святом месте стольких фигур, которые наглым образом показывают свою наготу, считаю совершенно неприемлемым. Эта работа  достойна не папской капеллы, а скорее бани или корчмы".

Микеланджело не ответил, только внимательно в него всмотрелся и, когда он ушёл, написал  Кассена в образе отвратительного Миноса в аду. И не убрал его портрет, несмотря на протесты разгневанного Багия.

Это не было единственным нападением на "Страшный суд". Когда убрали риштовку, заслоняющую фреску, впечатлене было оглушиельным, но вскоре нашлись такие, которые критиковали работу за то, что она не христианская. Петро Аретино, искусный льстец и клеветник, напал на художника, изображая религиозную обиду: "Этот прославленный Микеланджело хотел показать людям свою безбожность или совершенство в живописи?" В то время такие обвинения были очень опасны: тогда бдительно следили за скрытыми врагами религии и церкви.

Вскоре потом уже следующий папа, Павел IV, потребовал от художника изменений в фреске: устранения неприкрытой наготы. Микеланджело отказался это делать и сказал папским посланникам: "Пусть папа улучшит мир, и тогда с живописью не будет проблем".

Павел IV однако заставил одного из учеников художника, Даниэла да Волтера, дописать фигурам "Страшного суда" прикрывающие наготу повязки. Волтера сделал это, и его позже прозвали "брахаттоне" - "художник по трусикам".

А Микеланждело в то время творил бюст Брута, убийцы Цезаря. Это верный признак того, что он ощущал ненависть к тирании. Брут-тираноубийца  в том бюсте имеет лицо красивое, умное. полное достоинства.
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Вино на радость нам дано.

    Гора, вина хлебнув, и та пошла бы в пляс. Глупец, кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должны вина цураться? Вздор! Это дивный…

  • Шутки, раскопанные археологами

    Лекция уголовного права. – Мы сегодня постараемся рассмотреть как развивается категорический императив в его субстанции. Это всего лучше…

  • Я сам обманываться рад

    "Маразм крепчает", - сказал какой-то неведомый, но наблюдательный человек. Вспомнил я это классическое высказывание в связи с реакцией…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment