holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Леонардо 8


                        Леонардо 12 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7

Одиночество

От Леонардо ожидали, прежде всего, что он будет писать картины, создавать множество прекрасных произведений искусства, которые украсили бы коллекции тех, кто мог за них хорошо заплатить. Но Леонардо хотел жить по-своему, делать то, что его интересовало. Один человек, который безуспешно пытался получить от мастера какую-нибудь картину, писал: «По тому, что мне известно, кажется, что Леонардо ведёт и дальше беспорядочный образ жизни, руководствуясь скорее капризом дня».

Это правда, только каждый день приносил этому человеку с необычайно пытливым умом десятки новых дел: найденный в горах камень с отпечатком живого существа побуждал его задуматься над процессами Земли; он смотрел на звёзды, конструировал телескоп – и вдруг записывал такую необыкновенную в то время мысль: «Солнц неподвижно!». Много размышлял о круговороте воды в природе, или снова о поражающим подобии скелетов разных зверей и человека.

Его исследования описывали с удивлением, с обидой – такой великий художник тратит время на глупости. Он многое делал для забавы: большая ящерица, найденная крестьянином, переделана им во что-то вроде дракона, он приклеил ей рога и крылья и пугал этим драконом приятелей. Он сделал также большого льва, котрый во время  дворцового праздника вошёл сам благодаря спрятанному в нём механизму, после чего раскрыл рот, и оттуда высыпались лилии.

Подобные игрушки и склонность Леонардо к одиночеству привело к тому, что Леонардо считали чудаком, немного за чернокнижника. Нет ничего более ошибочного! Многие художники, мыслители той эпохи старались познать какое-то «таинственное знание», многие придавали большое значение «магическим» числам, пользовались древним языком особых знаков, таинственных символов. Многие – после потери веры в силу разума – разочаровались в этом; угнетённые тем, что верили словам древних языческих мудрецов,  каялись в своей ереси художники Ботичелли и Сигнорелли, философы Фичино и Мирандола.

Только не Леонардо. Он никогда не утрачивал веры в разум и в то, что мир существует без влияния  сверхъестественных потусторонних сил. Даже когда он в конце жизни рисовал и описывал фантастический катаклизм, который в прошлом уничтожил мир, - это был катаклизм, вызванный самими силами природы: потопом, землетрясением, бурей и молниями. Никаких архангелов, воюющих с нечистью, драконов, спускающихся с неба, грешников, низвергнутых в ад, как нарисовали бы современные Леонардо художники. Ничего, только грозная и прекрасная природа.

 



Всю жизнь он хотел познать и осмыслить силы, управляющие  природой, и, хотя познал и понял очень много, всё же многих вещей не мог себе объяснить. И, если в начале Леонардо верил в торжество разума, в возможность познать математические законы красоты, то в конце жизни он всё чаще рисует неподдающиеся закономерностям вихри - и в изображении всемирного потопа, и  в волосах женщин. Что это было - попытка познать законы хаоса или признание постижимости мира только до определённого предела? Мы этого никогда не узнаем.

В картине можно рассказать вещи, которых там, кажется, и нет. Можно увидеть то, что художник думает о мире. И так было со знаменитым портретом Моны Лизы.

В то время, когда знатные дамы, принцы и владыки просили его о хоть какой-нибудь картине, даже не мечтая, чтобы он согласился написать их портреты, Леонардо на протяжении трёх лет работал над портретом одной жительницы Флоренции, улыбка которой его увлекла. Желая задержать эту улыбку на её лице как можно дольше, он приводил музыкантов и чтецов, чтобы они играли и читали ей красивые произведения, когда он писал её.

За ней виден обширный пейзаж (впервые в истории портрета), извилистые дороги, далёкие скалы. А в положении рук мы чувствуем необыкновенный покой, мудрое, ласковое согласие с миром. На лице Моны Лизы появляется та знаменитая, нежная, загадочная улыбка, смысл которой продолжает образ мадонны Микельанджело.

Этот портрет никогда не получил муж Моны Лизы, Франциск дель Джокондо. Когда Леонардо уехал во Францию, и там, в подаренном ему королём маленьком замке провёл последние годы своей жизни, этот портрет был у него.
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рембрандт 7

    Рембрандт 1, 2, 3, 4, 5, 6 Возвращение блудного сына Рембранд написал столько автопортретов. как ни один художник; около шестидесяти. Они…

  • Рембрандт 6

    Рембрандт 1, 2, 3, 4, 5 Еретик искусства Что не нравилось людям в поздних работах Рембрандта. почему им казалось, что он ими пренебрегает?…

  • Рембрандт 5

    Рембрандт 1, 2, 3, 4 Конец благополучия А всё кончается, кончается, кончается... Валерий Канер Полоса несчастий началась раньше, чем…

  • Рембрандт 4

    Рембрандт 1, 2, 3 Гармония Рембрандта не такая, как у современников, она не статичная, она бурная. И каждая его работа говорит, что он её не…

  • Рембрандт 3

    Рембрандт 1, 2 Среди многочисленных заказов художника, которых вполне хватало, был один очень важный. Его сделал знаменитый городской хирург,…

  • Рембрандт 2

    Рембрандт 1 Слава В отличие от большинства коллег, Рембрандт был упрям и горд. Он никому не льстил. Несмотря - а, может быть, благодаря - на то,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment