Леонардо 1 , 2 , 3
Тайна Леонардо
Много говорилось об этой тайне Леонардо: что он был человеком, в котором высочайшая нежность и впечатлительность соединялась с равнодушием и бесчувственностью; что, влюблённый в технику и науку, он мало думал о людях и о том, что они чувствуют. В те годы, когда Леонардо занимался (один из первых) вскрытием трупов, он садился у ложа умирающих и спокойно наблюдал изменения, которые смерть вызывала на их лицах.
Действительно, он имел в необычайно сильной степени те черты исследователя, которые заставляют забыть обо всём – и о том, что кто-то страдает, когда он в одном шаге от научного открытия или от технического изобретения. Однако Леонардо не был – как это иногда могло бы показаться – только учёным, холодно взирающим на мир.
Он сильно страдал в это время. Об этом говорит картина, которую художник написал ещё во Флоренции для себя, не на заказ. Картина изображает отшельника, святого Иеронима, одиноко сидящего у входа в пещеру; единственным его товарищем является дикий зверь – большой лев. У старика исхудалое тело, запавшие глаза, рот искривлен болью. В правой руке он держит камень, которым бьёт себя в грудь. Это жест не только религиозного экстаза, но также отчаяния, безграничной печали. В этой картине всё – отчаяние, крик. Леонардо, который столько раз писал улыбающихся женщин, идеально красивых младенцев, в этот раз показывает с необыкновенной силой страдания старого, измученного человека.
Вероятно, таким было состояние его духа – он чувствовал себя одиноким, родной город легкомысленно игнорировал его талант, на чужом дворе его никто не понимал, и он не понимал придворных, вечно поглощённых интригами. Время шло, а он всё ещё не свершил ни одного из великих дел, о которых мечтал.
Мадонна среди скал
Через некоторое время Леонардо нашёл товарища – это был медиоланский художник Амброжио де Предис. Сам одарённый небольшим талантом, но впечатлительный и независимый, Амброжио быстро разобрался в выдающихся способностях Леонардо. Он согласился работать вместе, оставаясь в его тени, восхищаясь его способами живописи.
Им заказали выполнить триптих. Он должен был изображать Мадонну с Младенцем. В канцелярии известного нотариуса был торжественно подписан договор. С одной стороны стола сидели Леонардо и Амброжио, с другой – презор Братства несгибаемой святости, Бартоломео де Скарлионе в окружении восьми членов братства. Договор – до мельчайших подробностей – описывал, что должно быть в картине: Мадонна с головой, увенчанной нимбом, вокруг неё пророки и ангелы; все одеты в богатые, шитые золотом одежды. Это должен был написать Леонардо, а боковые крылья, изображающие ангелов, играющих на разных инструментах – Амброжио.
Когда Леонардо приступил к работе, у него и мысли не было о бородатых пророках, ненатурально роскошных одеждах, в которые должна быть одета бедная Мария, о кольцах нимбов, развешанных над головами фигур. В его голове был только один пункт договора: «… колыбель Младенца стоит на фоне горного пейзажа…».
Наверное, он вспомнил скалы в окрестностях Винчи, пещеру, в которую он вошёл мальчиком – ведь он так часто их рисовал. Вскоре заострённые скалы заполнили весь фон картины, поэтому её позже назвали «Мадонна среди скал».
Мадонна с Младенцем, маленьким святым Иоанном и ангелом в виде мальчика с длинными волосами находятся в глубокой пещере. Вместо ангельских хоров, вместо рядов стройных благородных фигур – статические торчащие скальные блоки, цветы, травы. Природа, суровая и прекрасная, сменила в этой картине всяческую позолоту, святые символы – всю гордость старых алтарей. Природа – это то, что самое красивое.
Нежный свет проявляет из темноты четыре светлых лица и руки, жесты которых полны скрытого значения: рука Мадонны раскрыта жестом защиты, рука Иоанна с вытянутым пальцем (этот жест будет повторяться в других работах Леонардо) - знаком Тайны. На всех лицах рисуется едва заметная улыбка – знаменитая потом улыбка образов Леонардо, заимствованная потом многими художниками мира.
Членам Братства несгибаемой святости эта картина, красивая, как прекраснейшая музыка, показалась, однако, несоответствующей; они хотели своей позолоты, пророков, нимбов. Начался спор об оплате, который продолжался двадцать лет, и до сих пор неизвестно, как закончился.
Лоренцо Сфозо в конце концов обратил внимание на великого художника, потому что о нём было известно в Медиолане, и поручил ему написать портрет своей молоденькой подружки, Цецилии Галлерани. Так появился один из загадочнеших портретов в истории мировой живописи (находится в Кракове).
Его называют по разному - "Дама с лаской", "Дама с горностаем", так как по разному определяют зверька, которого Цецилия держит на коленях. Один учёный распознал в нём даже мало известного зверя - фретку, и хотел, чтобы картину назвали "Дама с фреткой". Однако, скорей всего, художник внёс некоторые изменения, для лучшей композиции немного увеличил зверька. И неважно, имеем мы перед собой ласку, горностая или ту же фретку, только важно, что это красивый пушистый маленький хищник.
Такой же красивой, отточенной, но суровой и хищной, выглядит молодая Цецилия Галлерани. Волосы, скреплённые по тогдашней моде резинкой, создают гладкую искусственную шапочку, из которой появляется нежное лицо с маленьким узким ртом, с внимательным и несколько вызывающим видом.
Такой видел Леонардо подружку властителя Медиолано.