Самая знаменитая картина в мире
В Париже, в Лувре, старинном дворце королей Франции, превращённом в музей, висит знаменитейший портрет в мире. Он не очень большой, не очень красочный. Это портрет женщины, которая около пяти веков тому назад жила в итальянском городе Флоренция. Её звали Лиза, и она была женой флорентийского мещанина Франческо дель Джокондо.
Невозможно точно сказать, какой портрет самый красивый в мире, потому что портретов миллионы, и они так не похожи друг на друга, что их трудно измерить одной меркой, как мы измеряем прыжок в длину или размеры дома. Но самым знаменитым, наверняка, является всё же этот портрет, известный во всех странах, на всех континентах, называющийся «Мона Лиза» (госпожа Лиза) или «Джоконда» (жена господина Джоконда).
О «Моне Лизе» написаны сотни книг, тысячи научных работ. Она репродуцирована, сфотографирована, скопирована бесчисленное число раз. Во многих музеях мира висят копии «Моны Лизы». Время от времени кто-нибудь начинает утверждать, что какая-то из них и есть настоящая «Мона Лиза», а портрет в Лувре – фальшивый. Или кто-то другой пишет, что Мона Лиза – это не женщина, а переодетый в женщину мужчина.
Есть люди, так ошеломлённые славой этого портрета, что утверждают, что флорентийская мещанка Мона Лиза является им во сне. Есть другие, которые ненавидят «Мону Лизу», рисуют на неё оскорбительные карикатуры. Находились и такие, которые хотели уничтожить портрет – бросали в него камни. Чтобы оберечь его от сумасшедших, «Мону Лизу» поместили за бронированным стеклом. На ночь он опускается специальным механизмом в сокровищницу Лувра. А днём перед ним - толпа зрителей, приехавших со всего мира, чтобы посмотреть картину, которую почти шестьсот лет тому назад написал мастер Леонардо да Винчи.
Вход в пещеру
Винчи – это маленькое итальянское местечко вблизи Флоренции. Дома здесь как бы приклеились к краю огромной горы Монте Альбано. Когда Леонардо был мальчиком (он родился в 1452г.), в околицах Винчи было немного домов, немного дорог, зато много скал, шумящих ручьями, и диких зверей.
Отец Леонардо, нотариус Сер Пьеро, не имел много времени, чтобы заниматься сыном, поэтому мальчик не сидел слишком много над школьными книгами, тем более, что они были наполнены странными сведениями - повторяющимися сотнями лет ложными представлениями о том, что земля плоская, что солнце вращается вокруг неё, что Б-г создал все виды зверей отдельно. Эти книги не объясняли мальчику ничего, что он видел вокруг.
Леонардо бродил целыми днями по окрестностям Винчи, приглядывался к деревьям, наблюдал зверей. Он приносил домой растения, листья, камни, найденные кости, пойманных ящериц. Его комната была полна таких странных вещей, и мальчик никому не разрешал туда входить.
В своей комнате он проводил разные опыты, что-то вырезал, лепил из глины и воска. Или складывал и расправлял крыло мёртвой птицы, чтобы подробно увидеть, как выглядит то, благодаря чему птица может свободно подняться в воздух, тогда как человек не может.
Бродя по лесам и полям, он смотрел на всё вокруг, как на тайну. Он задумывался, какая сила движет воду в реке. Или почему тут, в горах, можно найти следы моря? Значит, мир не всегда был таким, он менялся. Может, он и сейчас меняется?
Однажды Леонардо добрался до входа в пещеру. Внутри было темно и влажно. Он боялся, но при этом хотел увидеть, что внутри пещеры. Медленно, наощупь он продвигался вперёд и, наконец, остановился. Когда глаза привыкли к темноте, он начал различать контуры острых скал, среди которых были входы в тянущиеся вглубь коридоры. Слабый свет проникал через щели, откуда-то был слышен звук капающей воды.
«И когда я уже некоторое время пробыл в пещере, - рассказывал потом Леонардо – меня охватили неожиданно два чувства: страх и стремление. Страх перед окружающим меня мраком и стремление познания – скрывает ли пещера что-то достойное удивления».
Он немного там нашёл, но сам вход в пещеру запомнился ему навсегда. Он поборол страх, чтобы познать её тайны и решил для себя преодолевать так всё, что будет препятствовать ему в познании тайн земли, зверей, людей.
Во время своих путешествий он начал рисовать, потому что не всё он мог принести домой. Он рисовал камни странных форм, сплавленные скалы, деревья. Не для того, чтобы создать «красивый образ», а для того, чтобы зафиксировать, как из корня вырастает ствол, из него – меньшие ветки, из них – листья и цветы, и всё вместе создаёт крепкую, но при этом нежную конструкцию. Рисуя, он учился смотреть, лучше познавал природу.
Как-то один крестьянин принёс отцу Леонардо круглую доску, выструганную из фигового дерева, и попросил Сера Пьеро, который часто ездил во Флоренцию, город, полный выдающихся художников, чтобы он заказал одному из них написать на этой доске какую-нибудь картину. Сер Пьеро не слишком спешил выполнить эту просьбу, доска валялась в доме, высыхала. Наконец, ею заинтересовался Леонардо. Увидев это, отец начал шутить: наверное, Леонардо думает, что он художник, наверное, сейчас возьмёт в руку кисть и начнёт рисовать…
Мальчик не ответил ничего, только занёс доску в свою комнату. А потом начал ещё носить туда из леса зверьков, ужей, мотылей, нетопырей и вообще всякие создания, которые мог поймать, и которые казались ему удивительными или странными. Он смотрел на них и рисовал.
Когда работа была готова, он пригласил отца войти в комнату, не предупреждая, что он там увидит. Сер Пьеро вошёл и увидел выступающее из темноты страшилище, пышущее огнём, имеющее что-то от птицы, ужасного овода, змеи и отвратительного пса. Сер Пьеро получил ужасное впечатление, хотя это была только картина на доске из фигового дерева, написанная и освещённая Леонардо.
Потом, когда работа была рассмотрена, и отец отошёл от удивления, он забрал картину во Флоренцию и там показал её одному торговцу картинами, не говоря, кто автор. Торговец неожиданно купил доску, хорошо заплатил, и вскоре продал в три раза дороже Медиолано.
Значит, Леонардо может зарабатывать живописью! Сер Пьеро был очень доволен. Мальчик, который не тянется к книжкам и который, наверное, никогда не получит образования, необходимого нотариусу (отец хотел раньше, чтобы сын пошёл по его стопам), пусть станет, по крайней мере, художником и так зарабатывает деньги.
Сер Пьеро, однако, хотел увериться, что Леонардо действительно годится для этой профессии. Поэтому он взял несколько рисунков и показал их одному из самых выдающихся тогда художников во Флоренции, Андреа дель Верокьо. У мастера не было сомнений: мальчик, который так рисует, никем не ученый, должен иметь талант, и немалый.