holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Конституция Орлика. Окончание


                        Начало

Итак, Конституция Орлика в шестом разделе устанавливала форму законодательной власти: то, что мы сегодня называем верховным советом.

В период между заседаниями Генерального военного совета исполнительная власть принадлежала гетьману и генеральной старшине. Они были не только военными командирами, но и имели всю полноту власти на территориях полков и сотен и тоже были выборными. Их выбирали "вольными голосами", а гетьман только утверждал результаты выборов.

Конституция предусматривала также наличие генеральных советников, которые должны были "охранять справедливое устройство, принимать участие в управлении, руководя с помощью общих положений, а также должны надзирать и решительно выступать против несправедливости и притеснений народа".

Седьмой раздел Конституции ограничивал права гетьмана в сфере судопроизводства, обеспечивая независимость судей при рассмотрении криминальных и гражданских дел. Создавался Генеральный суд, который должен был рассматривать жалобы на гетьмана, старшину, полковников и других должностных лиц, "а сверх того рядовых казаков". Гетьман не имел права самостоятельно подвергать кого-либо наказанию. Дела должны были передаваться на рассмотрение Генерального суда. "И какое бы решение он ни принял, правонарушитель обязан ему покориться."

Таким образом, по Конституции в Украине создавались три ветви власти: законодательная (Генеральный Совет), исполнительная (гетьман и генеральная старшина) и судебная (Генеральный суд).

Восьмой раздел предусматривал право генеральной старшины получать от гетьмана доклады о всех военных делах и решениях, в частности, тактики и стратегии.

Девятый раздел ограничивал права гетьмана в финансовой сфере. гетьман не имел права использовать в личных целях ни "военное имущество,ни поступления в военную казну", он обязан был "удовлетворяться собственными доходами, предусмотренными для особы гетьмана". "Ясновельможный гетьман не имеет права ни самовольно присваивать себе общественные земли и угодья Войска Запорожского, ни распределять их под каким-либо предлогом другим людям, менее заслуженным, а особенно монахам, священникам, бездетным вдовам, мелким и военным чиновникам, своим слугам и частным лицам."

Избирался генеральный казначей, распоряжавшися государственной казной и имуществом. А в каждом полку выбирались по два "подказначея", тоже приводившихся к присяге, из числа уважаемых состоятельных людей. В их компетенцию входило управление "полковыми и гражданскими доходами, общественными налогами, надзор над ними и расходами". Они должны были ежегодно отчитываться о своей деятельности.

Десятый раздел посвящён охране прав народных масс. Гетьман обязывался "заботиться и прикладывать особые усилия, чтобы простым казакам не чинились чрезмерных ущемлений, опустошительных поборов и обираний". Все государственные чиновники обязывались не использовать казаков и гражданских людей для частных работ. Старшина не имела права использовать труд ремесленников без надлежащей оплаты.

Конституция устанавливала запрет на принудительное отчуждение земли за любую провинность собственника. Гетьману и его старшине запрещалось принимать от любых особ подарки или выгодные услуги и обещания в обмен на должности. Гетьману запрещалось назначать на должности лиц, состоящих с ним в родственных отношениях или осуществлять назначения в принудительном проядке.

В одиннадцатом разделе закреплялась защита вдов, а также женщин и детей, мужья и отцы которых неходились в военных походах или на военной службе. они освобождались от выполнения любых повинностей и общественных работ, освобождались от местных налогов. Орлик планировал провести ревизию захваченных старшиной земель, отменить обременительные аренды, откупы, ярмарочные поборы и т.д.

Двенадцатый раздел говорит о проведении генеральной переписи всех общественных владений, которыми были наделены госслужащие. По результатам переписи на рассмотрение Генральной старшины должен был представлен исчерпывающий отчёт о всех общественных землях, отданные в ползование старшинам. И Генеральный совет с совещательным голосом гетьмана должен был определить, кто "имеет право, а кто не должен пользоваться угодьями и усадьбами Войска, а так же - какие налоги обязаны платить и какие услуги оказывать подданые арендаторам". Гетьману запрещалось освобождать зажиточных крестьян от повинностей, а также с помощью гетьманских универсалов и покровительской склонностью помогать им уклоняяться от общественных обязанностей.

В тринадцатом разделе утверждалось право Киева и других городов на самоуправление, которое базировалось на магдебургском праве.

Четырнадцатый раздел защищал казаков от "наездов подорожныых", обязанности предоставлять подводы, сопровождение, дарить подарки. Старшинам и прочим запрещалось творить "бессовестные поборы, требуя без острой необходимости бесчисленное количество подвод с лошадьми, починять за общественный счёт свои кареты, справлять для слуг одежду, ... требовать развлечений и удовлетворения потребностей своей кухни". Чиновники не имели права напиваться, а харчи распределять между собой..."

Пятнадцатый раздел касался финансирования армии, устанавливал плату на её содержание, которую население должно было выплачивать раз в год. Генеральный совет должен был решать, "какое количество конного и пешего войска целесообразно оставить после завершения войны при наияснейшем гетьмане для военной службы".

Последний раздел касался экономических вопросов. Устанавливался порядок. касающийся взимания чётко обозначенных налогов только с определённых товаров и в точно обозначенных универсалами размерах. Запрещались вымагание у купцов и бедных людей дополнительных сборов и налогов. Ответственность за соблюдением этого порядка возлагалась на гетьмана.

Конституция Пилипа Орлика была самым передовым государственным актом в тогдашнем европейском обществе, где господствовали преимущественно абсолютистские монархии. В ней отчётливо выражены либерально-демократические моменты.  Институт парламентаризма, принцип личной ответственности за растрату государственного имущества, создание независимой судебной ветви власти, разделение функций гетьмана и генерального совета были новаторством в организции государственной власти и управления того времени.

Эта конституция опережала своё время, она появилась, когда французские и английские просветители ещё только приступали к разработке подобных политических идей. Поэтому она считается первой демократической конституцией мира.

Но, в связи с определёнными политическими событиями, Конституции Орлика не суждено было воплотиться в жизнь. Украина ещё три столетия не имела свободы. На пути свободолюбивым устремлениям украинцев становились или Российская империя, или Польша, или другие страны, хищным взглядам смотревшие на природные ресурсы, плодовитую землю и работящий народ.

Из Швеции в Украину передали три экземпляра копий теста Конституции Орлика. К тридцатилетию независимости страны обещают передать подлинник.
Tags: Украина, история, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments