
Начало
Итак, Конституция Орлика в шестом разделе устанавливала форму законодательной власти: то, что мы сегодня называем верховным советом.
В период между заседаниями Генерального военного совета исполнительная власть принадлежала гетьману и генеральной старшине. Они были не только военными командирами, но и имели всю полноту власти на территориях полков и сотен и тоже были выборными. Их выбирали "вольными голосами", а гетьман только утверждал результаты выборов.
Конституция предусматривала также наличие генеральных советников, которые должны были "охранять справедливое устройство, принимать участие в управлении, руководя с помощью общих положений, а также должны надзирать и решительно выступать против несправедливости и притеснений народа".
Седьмой раздел Конституции ограничивал права гетьмана в сфере судопроизводства, обеспечивая независимость судей при рассмотрении криминальных и гражданских дел. Создавался Генеральный суд, который должен был рассматривать жалобы на гетьмана, старшину, полковников и других должностных лиц, "а сверх того рядовых казаков". Гетьман не имел права самостоятельно подвергать кого-либо наказанию. Дела должны были передаваться на рассмотрение Генерального суда. "И какое бы решение он ни принял, правонарушитель обязан ему покориться."
Таким образом, по Конституции в Украине создавались три ветви власти: законодательная (Генеральный Совет), исполнительная (гетьман и генеральная старшина) и судебная (Генеральный суд).
Восьмой раздел предусматривал право генеральной старшины получать от гетьмана доклады о всех военных делах и решениях, в частности, тактики и стратегии.

Девятый раздел ограничивал права гетьмана в финансовой сфере. гетьман не имел права использовать в личных целях ни "военное имущество,ни поступления в военную казну", он обязан был "удовлетворяться собственными доходами, предусмотренными для особы гетьмана". "Ясновельможный гетьман не имеет права ни самовольно присваивать себе общественные земли и угодья Войска Запорожского, ни распределять их под каким-либо предлогом другим людям, менее заслуженным, а особенно монахам, священникам, бездетным вдовам, мелким и военным чиновникам, своим слугам и частным лицам."
Избирался генеральный казначей, распоряжавшися государственной казной и имуществом. А в каждом полку выбирались по два "подказначея", тоже приводившихся к присяге, из числа уважаемых состоятельных людей. В их компетенцию входило управление "полковыми и гражданскими доходами, общественными налогами, надзор над ними и расходами". Они должны были ежегодно отчитываться о своей деятельности.
Десятый раздел посвящён охране прав народных масс. Гетьман обязывался "заботиться и прикладывать особые усилия, чтобы простым казакам не чинились чрезмерных ущемлений, опустошительных поборов и обираний". Все государственные чиновники обязывались не использовать казаков и гражданских людей для частных работ. Старшина не имела права использовать труд ремесленников без надлежащей оплаты.
Конституция устанавливала запрет на принудительное отчуждение земли за любую провинность собственника. Гетьману и его старшине запрещалось принимать от любых особ подарки или выгодные услуги и обещания в обмен на должности. Гетьману запрещалось назначать на должности лиц, состоящих с ним в родственных отношениях или осуществлять назначения в принудительном проядке.
В одиннадцатом разделе закреплялась защита вдов, а также женщин и детей, мужья и отцы которых неходились в военных походах или на военной службе. они освобождались от выполнения любых повинностей и общественных работ, освобождались от местных налогов. Орлик планировал провести ревизию захваченных старшиной земель, отменить обременительные аренды, откупы, ярмарочные поборы и т.д.
Двенадцатый раздел говорит о проведении генеральной переписи всех общественных владений, которыми были наделены госслужащие. По результатам переписи на рассмотрение Генральной старшины должен был представлен исчерпывающий отчёт о всех общественных землях, отданные в ползование старшинам. И Генеральный совет с совещательным голосом гетьмана должен был определить, кто "имеет право, а кто не должен пользоваться угодьями и усадьбами Войска, а так же - какие налоги обязаны платить и какие услуги оказывать подданые арендаторам". Гетьману запрещалось освобождать зажиточных крестьян от повинностей, а также с помощью гетьманских универсалов и покровительской склонностью помогать им уклоняяться от общественных обязанностей.

В тринадцатом разделе утверждалось право Киева и других городов на самоуправление, которое базировалось на магдебургском праве.
Четырнадцатый раздел защищал казаков от "наездов подорожныых", обязанности предоставлять подводы, сопровождение, дарить подарки. Старшинам и прочим запрещалось творить "бессовестные поборы, требуя без острой необходимости бесчисленное количество подвод с лошадьми, починять за общественный счёт свои кареты, справлять для слуг одежду, ... требовать развлечений и удовлетворения потребностей своей кухни". Чиновники не имели права напиваться, а харчи распределять между собой..."
Пятнадцатый раздел касался финансирования армии, устанавливал плату на её содержание, которую население должно было выплачивать раз в год. Генеральный совет должен был решать, "какое количество конного и пешего войска целесообразно оставить после завершения войны при наияснейшем гетьмане для военной службы".
Последний раздел касался экономических вопросов. Устанавливался порядок. касающийся взимания чётко обозначенных налогов только с определённых товаров и в точно обозначенных универсалами размерах. Запрещались вымагание у купцов и бедных людей дополнительных сборов и налогов. Ответственность за соблюдением этого порядка возлагалась на гетьмана.
Конституция Пилипа Орлика была самым передовым государственным актом в тогдашнем европейском обществе, где господствовали преимущественно абсолютистские монархии. В ней отчётливо выражены либерально-демократические моменты. Институт парламентаризма, принцип личной ответственности за растрату государственного имущества, создание независимой судебной ветви власти, разделение функций гетьмана и генерального совета были новаторством в организции государственной власти и управления того времени.
Эта конституция опережала своё время, она появилась, когда французские и английские просветители ещё только приступали к разработке подобных политических идей. Поэтому она считается первой демократической конституцией мира.
Но, в связи с определёнными политическими событиями, Конституции Орлика не суждено было воплотиться в жизнь. Украина ещё три столетия не имела свободы. На пути свободолюбивым устремлениям украинцев становились или Российская империя, или Польша, или другие страны, хищным взглядам смотревшие на природные ресурсы, плодовитую землю и работящий народ.
Из Швеции в Украину передали три экземпляра копий теста Конституции Орлика. К тридцатилетию независимости страны обещают передать подлинник.