
Предыдущие записи
Демократия — это когда власти
уже не назначаются горсткой
развращенных, а выбираются
невежественным большинством.
Джордж Бернард Шоу
Мыслители Древнего Рима тоже много думали о этом вопросе. Наиболее ярким их представителем был, пожалуй, Саллюстий - историк и политик, оказавший большое влияние на современников. Его взгляды на формы государственного устройства во многом совпадают с взглядами Полибия, но он пошёл дальше - в "Письмах к Цезарю" он предлагает меры для восстановления теряемого Римом социального равновесия. Предлагаемые им реформы носили утопический характер и не могли быть реализованы Цезарем в то время. Но его исторический анализ представляет определённый интерес.
Восхищаясь прошлым Рима, он определяет рубеж конца "золотого века" - разрушение Карфагена, т.е. превращение Рима в империю.
В пятой главе "Писем" Саллюстий устанавливает исконное деление римского общества на патрициев и плебеев. Патриции обладают авторитетом, а плебеи - силой. В результате борьбы сословий могущество нобилитета уменьшилось, а права народа возросли. С этого момента устанавливается устойчивое равновесное состояние, республика процветает, наступает "золотой век". Он характеризуется тем, что народ пользовался свободой, никто не мог злоупотреблять своей властью, попирая законы, и знатный стремился превзойти незнатного не богатством или надменностью, а доброй славой и отважными поступками.
По Саллюстию, народ должен повиноваться сенату, как тело душе, и выполнять его решения. Сенаторам приличествует выделяться политической мудростью и дальновидностью, для народа же подобные качества излишни.

далеко не радужными красками. Он связывает начало упадка всего общества с утратой гражданами земельных участков, с ростом лености и нужды, с торговлей свободой и интересами государства в пользу своих корыстных интересов.
Постепенно римский народ пришёл в упадок, и власть, которую разделяли все, сменилась рабством для каждого в отдельности. Представители знатных фамилий погрязли в бездействии и пороках. Презирая труд и заботы, забыв о военных доблестях, они занимаются недостойными интригами, а сенат превратился в жалкую игрушку в руках этих интриганов. Сенатры всецело поглощены частными делами, дела же государства вершит клика нобилей ( часть патрициата, которую составляли выходцы из крупных семей), которая не знает границ своему произволу.
Разложение достигло такой степени, что наглость членов этой клики можно сравнить лишь с действиями неприятеля, взявшего город приступом.
Меры, предлагаемые Саллюстием для исправления положения, можно сгруппировать по двум направлениям: дать гражданам землю (путём вывода колоний) и ввести тайное голосование при увеличении числа сенаторов.
По мнению Э.Мейера, политические реформы Саллюстия представляют собой утопию, идущую ещё от воззрений Сократа и Платона. Это уверенность в том, что правильное законодательство может изменить формы жизни, исторически данные условия бытия и даже формы государственного устройства.
Для Саллюстия идеалом был Рим-полис (зеледельческая община), и к возрождению его он и стремился. Но рамки полиса были давно Римом разбиты - на это ответ был дан самим ходом исторического развития. Поэтому его реформы были утопическими, поэтому они не были и не могли быть реализованы Цезарем, который действовал в полном противоречии с теми направлениями, которые предлагал Саллюстий. Человечество может быть отброшено назад, даже до состояния дикости, каким-либо катаклизмом. Но вращать колесо истории назад невозможно.
Причиной разложения общества Саллюстий, приняв точку зрения многих предшествующих ему мыслителей, считает упадок нравов. И начало этого процесса он связывает с разрушением римлянами Карфагена.
Основными причинами разложения являются две страсти, два порока, которые в это время развиваются в римском обществе: жажда власти (ambitio) и страсть к деньгам (avaritia).

Второй, ещё более гибельный порок, в корне подорвал верность, правдивость и прочие добрые качества. Зато на первый план выдвинулись заносчивость и жестокость, пренебрежение к богам и уверенность в том. что всё на свете продажно.
И вот римское общество окончательно погрязло в пороках и преступлениях. Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.
Особенно неустойчивой оказалась молодёжь, которая под влиянием алчности пустилась на грабежи и безумные траты, забыла стыд и скромность и не желает подчиняться ни людским, ни божеским законам.
Если сравнить современные дома и виллы с храмами, построенными предками в честь богов, то можно увидеть, что предки старались украшать святилища набожностью, а свои жилища - славою. Потомки же дошли до чудовищных извращений, богатство для них - предмет дикой забавы, ибо чем иначе объяснить, что некоторые лица из прихоти срывают горы и застраивают моря. В обществе пышно расцвели разврат, половые извращения, чревоугодие и прочие пороки.
На первый взгляд, картина разложения общества, нарисованная Саллюстием, аполитична - она ставит в центр внимания отвлечённые моральные категории. Но не является ли такой подход "дымовой завесой", осторожностью опытного политика?
Основной причиной упадка нравов было, по Саллюстию, развитие двух основных пороков: ambitio, а затем avaritia. В результате развития этих пороков власть в государстве вырождается из справедливой в самую жестокую и неприемлемую. Значит, эти пороки характерны в первую очередь для тех, кто стоит у власти - нобилетета (верхушка власти, состоящая из патрициев и олигархов). Говоря о упадке нравов, Саллюстий подразумевал не просто общество в целом, а, главным образом среду нобилетета. Саллюстий даже прямо говорит об этом (устами как бы Катона) в одном месте: "Знатнейшие граждане составили заговор, чтобы уничтожить родину в огне".