holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Любая реформа, кроме моральной, бесполезна 3



            Предыдущие записи

                        Демократия — это когда власти
                        уже не назначаются горсткой
                        развращенных, а выбираются
                        невежественным большинством.
                                           Джордж Бернард Шоу


Мыслители Древнего Рима тоже много думали о этом вопросе. Наиболее ярким их представителем был, пожалуй, Саллюстий - историк и политик, оказавший большое влияние на современников. Его взгляды на формы государственного устройства во многом совпадают с взглядами Полибия, но он пошёл дальше - в "Письмах к Цезарю" он предлагает меры для восстановления теряемого Римом социального равновесия. Предлагаемые им реформы носили утопический характер и не могли быть реализованы Цезарем в то время. Но его исторический анализ представляет определённый интерес.

Восхищаясь прошлым Рима, он определяет рубеж конца "золотого века" - разрушение Карфагена, т.е. превращение Рима в империю.

В пятой главе "Писем" Саллюстий устанавливает исконное деление римского общества на патрициев и плебеев. Патриции обладают авторитетом, а плебеи - силой. В результате борьбы сословий могущество нобилитета уменьшилось, а права народа возросли. С этого момента устанавливается устойчивое равновесное состояние, республика процветает, наступает "золотой век". Он характеризуется тем, что народ пользовался свободой, никто не мог злоупотреблять своей властью, попирая законы, и знатный стремился превзойти незнатного не богатством или надменностью, а доброй славой и отважными поступками.

По Саллюстию, народ должен повиноваться сенату, как тело душе, и выполнять его решения. Сенаторам приличествует выделяться политической мудростью и дальновидностью, для народа же подобные качества излишни.

Состояние современного ему римского общества Саллюстий рисует
далеко не радужными красками. Он связывает начало упадка всего общества с утратой гражданами земельных участков, с ростом лености и нужды, с торговлей свободой и интересами государства в пользу своих корыстных интересов.

Постепенно римский народ пришёл в упадок, и власть, которую разделяли все, сменилась рабством для каждого в отдельности. Представители знатных фамилий погрязли в бездействии и пороках. Презирая труд и заботы, забыв о военных доблестях, они занимаются недостойными интригами, а сенат превратился в жалкую игрушку в руках этих интриганов. Сенатры всецело поглощены частными делами, дела же государства вершит клика нобилей ( часть  патрициата, которую составляли выходцы из крупных семей), которая не знает границ своему произволу.

Разложение достигло такой степени, что наглость членов этой клики можно сравнить лишь с действиями неприятеля, взявшего город приступом.

Меры, предлагаемые Саллюстием для исправления положения, можно сгруппировать по двум направлениям: дать гражданам землю (путём вывода колоний) и ввести тайное голосование при увеличении числа сенаторов.

По мнению Э.Мейера, политические реформы Саллюстия представляют собой утопию, идущую ещё от воззрений Сократа и Платона. Это уверенность в том, что правильное законодательство может изменить формы жизни, исторически данные условия бытия и даже формы государственного устройства.

Для Саллюстия идеалом был Рим-полис (зеледельческая община), и к возрождению его он и стремился. Но рамки полиса были давно Римом разбиты - на это ответ был дан самим ходом исторического развития. Поэтому его реформы были утопическими, поэтому они не были и не могли быть реализованы Цезарем, который действовал в полном противоречии с теми направлениями, которые предлагал Саллюстий. Человечество может быть отброшено назад, даже до состояния дикости, каким-либо катаклизмом. Но вращать колесо истории назад невозможно.

Причиной разложения общества Саллюстий, приняв точку зрения многих предшествующих ему мыслителей, считает упадок нравов. И начало этого процесса он связывает с разрушением римлянами Карфагена.

Основными причинами разложения являются две страсти, два порока, которые в это время развиваются в римском обществе: жажда власти (ambitio) и страсть к деньгам (avaritia).

Развитие первого порока привело к тому, что люди превратились в лжецов - имея на уме одно, высказывают другое, расценивают дружеские отношения не по существу, а исходя из расчёта, заботятся о привлекательности внешнего вида, а не внутреннего содержания.

Второй, ещё более гибельный порок, в корне подорвал верность, правдивость и прочие добрые качества. Зато на первый план выдвинулись заносчивость и жестокость, пренебрежение к богам и уверенность в том. что всё на свете продажно.

И вот римское общество окончательно погрязло в пороках и преступлениях. Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.

Особенно неустойчивой оказалась молодёжь, которая под влиянием алчности пустилась на грабежи и безумные траты, забыла стыд и скромность и не желает подчиняться ни людским, ни божеским законам.

Если сравнить современные дома и виллы с храмами, построенными предками в честь богов, то можно увидеть, что предки старались украшать святилища набожностью, а свои жилища - славою. Потомки же дошли до чудовищных извращений, богатство для них - предмет дикой забавы, ибо чем иначе объяснить, что некоторые лица из прихоти срывают горы и застраивают моря. В обществе пышно расцвели разврат, половые извращения, чревоугодие и прочие пороки.

На первый взгляд, картина разложения общества, нарисованная Саллюстием, аполитична - она ставит в центр внимания отвлечённые моральные категории. Но не является ли такой подход "дымовой завесой", осторожностью опытного политика?

Основной причиной упадка нравов было, по Саллюстию, развитие двух основных пороков: ambitio, а затем avaritia. В результате развития этих пороков власть в государстве вырождается из справедливой в самую жестокую и неприемлемую. Значит, эти пороки характерны в первую очередь для тех, кто стоит у власти - нобилетета (верхушка власти, состоящая из патрициев и олигархов). Говоря о упадке нравов, Саллюстий подразумевал не просто общество в целом, а, главным образом среду нобилетета. Саллюстий даже прямо говорит об этом (устами как бы Катона) в одном месте: "Знатнейшие граждане составили заговор, чтобы уничтожить родину в огне".
Tags: формы власти 2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments