Все записи - по метке "фонтанщики".
Уставшие, но довольные, мы идём ужинать. На фонтане всегда много людей: кроме нас, буровики, тампонажники, пожарники, работники гражданской обороны, трактористы и крановщики, шофёры и ещё много других. Поэтому едим по очереди, даже мы не помещаемся в столовой все сразу.
Столовая - это громко сказано. Это вагончик, в котором стоят 4 стола, каждый на 4-5 человек. Но кормят до отвала, если хочешь, можешь взять ещё один, а то и два обеда - никто не считает. Когда мы в части проводили обряд посвящения в морские фонтанщики, новичкам давались заповеди, одна из которых гласила: "Меньше двух обедов не ешь - с платформы сдует. Больше трёх обедов не ешь - вертолёт не резиновый". Когда-то фонтанщикам на ужин вполне официально выдавали по 100г водки. Это не для аппетита, это снимает стресс. Потом началась борьба с алкоголизмом, и водку отменили. Приходится заниматься самообеспечением. Снабженец из УБР, ответственный за питание, обещает купить хороший самогон, но надо "скинуться". Все, конечно, соглашаются, и теперь на ужин каждый получает по порции.
После ужина мы на "вахтовке" (грузовик с будкой) едем спать. Но надо подумать о завтрашнем дне, ведь вся одежда насквозь мокрая. Поэтому мы развешиваем в её в "сушилке" на толстых горячих трубах.
Недалеко от меня спит мужик, который может быть занесён в книгу рекордов по громкости и художественности храпа, он выдаёт очень замысловатые, с переливами, рулады. Чтобы суметь спать под такую симфонию, надо постараться заснуть раньше него.
***
Сегодня наведение. Это очень ответственная операция, итог всей ранее проделанной работы. Требуется ювелирная точность и синхронная работа двух тракторов и крана КП25. К тому же, во время наведения фонтан может вспыхнуть.
Но сначала надо закрепить на трубе разъёмный фланец, на который и будет наводиться сборка ПВО. К устью идут пять человек, среди них - Ленкевич. Они тащат с собой две половины тяжёлого литого фланца, шпильки и гайки, два больших ключа, трубки, кувалды. Шпильки и гайки заранее проверены, чтобы хорошо свинчивались. На одной шпильке была чуть повреждена резьба, её зачистили трёхгранным напильником. Ещё проверили, чтобы все гайки имели один размер "под ключ". Эх, ребята из мастерской! Если бы вы хоть раз поработали здесь, вы бы всё делали безукоризненно.
Две половины фланца с двух сторон прикладываются к устью. Каждая весит килограмм 40, а их надо точно совместить друг с другом, чтобы совпали отверстия для шпилек. Прямо перед лицом ревёт струя, до неё с полметра.
Запрещается отворачиваться от струи, чтобы случайно её не коснуться.
Ленкевич жестами показывает, кому приподнять чуть выше. Как только отверстия совмещаются, в них вкладывают шпильки. Теперь надо быстро накрутить гайки, завести ещё по две шпильки и хорошо затянуть ключами, чтобы обе половины фланца своими внутренними зубьями врезались в трубу. Фланец - база для наведения, он должен быть закреплён намертво.
Люди трудятся остервенело; когда ключи упёрлись, на них надевают трубки, чтобы увеличить рычаг, и наваливаются на них всем своим весом. Потом завершают дело ударами кувалд по ключам. Всё! Порядок, можно не сомневаться - фланец выдержит.
Эта группа возвращается, а навстречу уже спешит другая - надо собрать канатную оснастку. В этой группе людей больше. Они быстро устанавливают на разъёмный фланец снизу отклоняющие ролики. Потом начинают плести из двух длинных канатов замысловатую систему: середина каната в их руках огибает массивный ролик, потом оба конца продеваются через отверстия разъёмного фланца, потом - катушки сборки ПВО, и, наконец, намертво крепятся на корпусе превентора. Недолго и что-то перепутать, но недаром они столько тренировались, да и Рымчук стоит неподалёку и следит за всем происходящим.
Тем временем подходят два трактора и кран. Тяжёлые ролики крепят к крюкам тракторов.
Сборку ПВО цепляют к концу удлинительной траверсы, чтобы троса крана не оказались в струе. Всё это занимает немало времени, но, наконец, всё готово.
Рымчук жестами отгоняет всех подальше - к чему лишний риск, ведь фонтан может и вспыхнуть. Остаются четыре человека: Рымчук, крановщик и два тракториста.
Трактора разъезжаются в разные стороны, немного натягивая канаты, а кран поднимает сборку и подвозит её к устью. Рымчук показывает: ближе! Он стоит, расставив руки в разные стороны - ими он подаёт команды трактористам. Ещё чуть ближе! Сборка входит в струю, её начинает сильно болтать. Струя швыряет её, как пушинку, как будто сборка не весит несколько тонн. Руки командуют тракторам: натяжка!!! Даже издалека видно, сколько нервов ему это стоит. Надо работать точно, не дать струе запутать канаты. Но у него получается - он всегда виртуозно управляет техникой.
Десятки глаз издалека впились в эту картину: если всё пройдёт хорошо, это будет гарантия победы. Струи воды обильно орошают струю, так меньше вероятность вспышки. Кран постепенно опускает сборку, а трактора натягивают канаты, и сборка медленно, но уверенно опускается. Потоки газа веером бьют во все стороны, отражаясь от сборки.
Наконец, она садится на разъёмный фланец. Теперь струя бьёт уже через открытый канал сборки, он уже намного выше. Но фланцы ещё не прижаты, как следует, между ними прорывается газ. Рымчук командует тракторам: ещё натяжка! Теперь пропуски газа не видны.
С места срываются и бегут к устью четыре человека с инструментами. Они торопливо заводят в свободные отверстия сомкнувшихся фланцев шпильки, навинчивают гайки.
Вода заливает глаза, они работают под сплошным ливнем. Они спешат - ведь трактора всё ещё натягивают троса, чтобы струя не сбросила сборку, а люди не попали под пропуски газа.
Всё повторяется: руками, трубками, кувалдами. Шпильки надо ставить не как попало, а накрест, чтобы не перекосить фланец, и затягивать равномерно. Для этого надо, чтобы люди без слов понимали друг друга, а это достигается многократными тренировками. Вот для чего их без конца гоняют на тренировках в перерывах между фонтанами.
Они возвращаются, а Рымчук впивается взглядом стык фланцев - нет ли пропусков.
Нет!
Он идёт к ящикам с минеральной водой и открывает бутылку. Сейчас бы шампанского! Но шампанское почему-то не завозят на фонтаны, и он, запрокинув голову, пьёт из горлА минеральную воду.