holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Голос Розы



Розе Бурштейн было шесть лет, когда умерла ее мать. Отец женился повторно. А вскоре их родной польский Белосток сотрясся от одного из самых страшных погромов в истории Российской империи. По неполным данным, в первых числах июня 1906 года в городе убили 82 еврея. Примерно столько же было раненых. Десятки еврейских магазинов и квартир были разгромлены.

Опасаясь за судьбу девочки в случае новых погромов, отец отправил Розу с семьёй племянника за границу, к родственнику Павлу Вигдорчику, стоматологу, жившему в Италии и лечившему зубы всем приезжающим туда русским, в том числе, например, Максиму Горькому. В Италии Роза познакомилась с Дарио Аскарелли – богатым промышленником, щедрым меценатом и главой еврейской общины Неаполя. Его жена Эстер первой разглядела в юной беженке из России оперный талант. Именно они оплатили обучение Розы в неапольской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла.

Её преподавательница - Барбара Маркизио, любимица Джаккини Россини - В 1913 году устроила своей юной ученице прослушивание у главного дирижера Чикагской оперы Клеофонте Компанини – тот был в Европе по случаю празднования 100-летия со дня рождения Джузеппе Верди. Услышав пение Розы, маэстро был так поражен, что немедленно заключил с ней два контракта сразу – на участие в праздничных торжествах в честь юбилея Верди и на выступления в Соединенных Штатах. Поскольку юной певице еще не было 21 года (было 20), по итальянским законам она была несовершеннолетней и подписывать контракт не могла. Договоренность скрепили рукопожатием.

Дебютировала Роза в театре Реджо в Парме под именем Роза Райзе. Сначала она пела партию Леоноры в опере Верди «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», затем спела Амелию в «Бале-маскараде». Зрители и критика были в восторге. Вслед за Пармой Розу Райзу ждали Милан и Париж. После  –  пароход в Америку.

В ноябре 1913 года состоялся дебют Розы Райзы на американской сцене - в Балтиморе,Филадельфии, Чикаго. Газета The Chicago Tribune писала: «Голос подобной силы еще не слышала эта сцена».

Вскоре успех стал общемировым. В лондонском «Ковент-Гардене» она пела в «Аиде» вместе с великим Карузо. Ей рукоплескала публика во Франции, Италии, Аргентине, Бразилии, Уругвае. Побывала она и в Российской империи – в Риге.

В 1915 году Роза вместе с подругой отправилась в миланскую оперу как зрительница. В «Фальстафе» Джузеппе Верди заглавную партию пел баритон Джакомо Римини. После представления подруги прошли за кулисы, чтобы познакомиться с новой восходящей звездой оперной сцены. Первое впечатление Розы о Джакомо было обманчивым. Из-за накладного живота и грима она решила, что юноша некрасив, хоть и обладает чудесным голосом. Но вскоре они стали любовниками. А в 1920 году поженились.

В том же миланском театре «Ла Скала» Роза познакомилась с Джакомо Пуччини. Тот был от нее в восторге: «Нет такой оперы из написанных мной, к которой не подошел бы ваш голос». Для Розы он специально написал оперу «Ласточка», премьера которой была намечена на январь 1917 года в Монте-Карло, но... первая мировая война помешала певице, которая находилась в этот момент в Соединенных Штатах, прибыть в Европу.

Во время войны Роза выступала в Латинской Америке и США, зачастую они выходили на сцену вместе с Джакомо Римини. Главным "добытчиком" в семье была все же Роза. В сезоне 1921–1922 годов ей платили 1600 долларов за каждый выход на сцену, Джакомо – 1200 долларов в неделю, независимо от числа выступлений.

Вскоре Розе удалось вызвать в Штаты родных – отца, мачеху, сестру Фриду и брата Арона. Она купила отцу дом и помогала родным материально. Римини очень старался наладить хорошие отношения с тестем. Он выучил несколько фраз на идише, принимал участие в пасхальном седере в доме Гершеля Бурштейна, пел вместе с супругой на благотворительных вечерах еврейских организаций.

Райзу всегда просили исполнить песню «Эли, эли».


В 1922 году Джакомо и Роза купили виллу в Италии. Вскоре лучший дирижер того времени Артуро Тосканини пригласил Розу спеть на премьере оперы Арриго Бойто «Нерон». На премьере присутствовал Джакомо Пуччини, который снова захотел, чтобы Райза спела заглавную партию в его новой, пока еще не законченной опере «Турандот». Увы, Пуччини не дожил до премьеры «Турандот» в театре «Ла Скала» 25 апреля 1926 года. Но партию Турандот спела, как он и хотел, Роза Райза.

В октябре 1933 года Роза и Джакомо пели на сцене Берлинской государственной оперы. Гитлер был тогда у власти еще меньше года, так что берлинские газеты даже не боялись хвалить выступление певицы-еврейки и ее мужа. Но уже два месяца спустя Роза уехала в Соединенные Штаты. Вскоре к ней присоединился и Джакомо – с 1939 по 1946 год по понятным причинам супруги вообще не посещали Европу.

В последний раз Роза Райза вышла на сцену в 1937 году в Чикаго. В том же году она вместе с мужем открыла в Чикаго оперную студию и начала преподавательскую карьеру. Джакомо Римини умер во сне в 1952 году, Роза Райза пережила его на 11 лет.



Источник
Tags: люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рецепт

    Я предполагаю, что в команде ЖЖ есть женщина (а, можнт быть, и не одна) любительница готовить - часто кулинарные рецепты попадают в топ. Вот я и…

  • Гудвин не велик и не ужасен

    "Никакой араб еще не признавался в том, что ошибся, что виноват в провале битвы, не рассчитал свои силы. У арабов, с которыми я общался и…

  • Формула еврея

    Эйнштейн был прав! Где Е - еврей, m- мазаль (судьба) с - царот* (беда) *на идиш - цурес У евреев вместе с судьбой всегда беда, причём в квадрате.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments