Розе Бурштейн было шесть лет, когда умерла ее мать. Отец женился повторно. А вскоре их родной польский Белосток сотрясся от одного из самых страшных погромов в истории Российской империи. По неполным данным, в первых числах июня 1906 года в городе убили 82 еврея. Примерно столько же было раненых. Десятки еврейских магазинов и квартир были разгромлены.
Опасаясь за судьбу девочки в случае новых погромов, отец отправил Розу с семьёй племянника за границу, к родственнику Павлу Вигдорчику, стоматологу, жившему в Италии и лечившему зубы всем приезжающим туда русским, в том числе, например, Максиму Горькому. В Италии Роза познакомилась с Дарио Аскарелли – богатым промышленником, щедрым меценатом и главой еврейской общины Неаполя. Его жена Эстер первой разглядела в юной беженке из России оперный талант. Именно они оплатили обучение Розы в неапольской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла.
Её преподавательница - Барбара Маркизио, любимица Джаккини Россини - В 1913 году устроила своей юной ученице прослушивание у главного дирижера Чикагской оперы Клеофонте Компанини – тот был в Европе по случаю празднования 100-летия со дня рождения Джузеппе Верди. Услышав пение Розы, маэстро был так поражен, что немедленно заключил с ней два контракта сразу – на участие в праздничных торжествах в честь юбилея Верди и на выступления в Соединенных Штатах. Поскольку юной певице еще не было 21 года (было 20), по итальянским законам она была несовершеннолетней и подписывать контракт не могла. Договоренность скрепили рукопожатием.
Дебютировала Роза в театре Реджо в Парме под именем Роза Райзе. Сначала она пела партию Леоноры в опере Верди «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», затем спела Амелию в «Бале-маскараде». Зрители и критика были в восторге. Вслед за Пармой Розу Райзу ждали Милан и Париж. После – пароход в Америку.
В ноябре 1913 года состоялся дебют Розы Райзы на американской сцене - в Балтиморе,Филадельфии, Чикаго. Газета The Chicago Tribune писала: «Голос подобной силы еще не слышала эта сцена».
Вскоре успех стал общемировым. В лондонском «Ковент-Гардене» она пела в «Аиде» вместе с великим Карузо. Ей рукоплескала публика во Франции, Италии, Аргентине, Бразилии, Уругвае. Побывала она и в Российской империи – в Риге.
В 1915 году Роза вместе с подругой отправилась в миланскую оперу как зрительница. В «Фальстафе» Джузеппе Верди заглавную партию пел баритон Джакомо Римини. После представления подруги прошли за кулисы, чтобы познакомиться с новой восходящей звездой оперной сцены. Первое впечатление Розы о Джакомо было обманчивым. Из-за накладного живота и грима она решила, что юноша некрасив, хоть и обладает чудесным голосом. Но вскоре они стали любовниками. А в 1920 году поженились.
В том же миланском театре «Ла Скала» Роза познакомилась с Джакомо Пуччини. Тот был от нее в восторге: «Нет такой оперы из написанных мной, к которой не подошел бы ваш голос». Для Розы он специально написал оперу «Ласточка», премьера которой была намечена на январь 1917 года в Монте-Карло, но... первая мировая война помешала певице, которая находилась в этот момент в Соединенных Штатах, прибыть в Европу.
Во время войны Роза выступала в Латинской Америке и США, зачастую они выходили на сцену вместе с Джакомо Римини. Главным "добытчиком" в семье была все же Роза. В сезоне 1921–1922 годов ей платили 1600 долларов за каждый выход на сцену, Джакомо – 1200 долларов в неделю, независимо от числа выступлений.
Вскоре Розе удалось вызвать в Штаты родных – отца, мачеху, сестру Фриду и брата Арона. Она купила отцу дом и помогала родным материально. Римини очень старался наладить хорошие отношения с тестем. Он выучил несколько фраз на идише, принимал участие в пасхальном седере в доме Гершеля Бурштейна, пел вместе с супругой на благотворительных вечерах еврейских организаций.
Райзу всегда просили исполнить песню «Эли, эли».
В 1922 году Джакомо и Роза купили виллу в Италии. Вскоре лучший дирижер того времени Артуро Тосканини пригласил Розу спеть на премьере оперы Арриго Бойто «Нерон». На премьере присутствовал Джакомо Пуччини, который снова захотел, чтобы Райза спела заглавную партию в его новой, пока еще не законченной опере «Турандот». Увы, Пуччини не дожил до премьеры «Турандот» в театре «Ла Скала» 25 апреля 1926 года. Но партию Турандот спела, как он и хотел, Роза Райза.
В октябре 1933 года Роза и Джакомо пели на сцене Берлинской государственной оперы. Гитлер был тогда у власти еще меньше года, так что берлинские газеты даже не боялись хвалить выступление певицы-еврейки и ее мужа. Но уже два месяца спустя Роза уехала в Соединенные Штаты. Вскоре к ней присоединился и Джакомо – с 1939 по 1946 год по понятным причинам супруги вообще не посещали Европу.
В последний раз Роза Райза вышла на сцену в 1937 году в Чикаго. В том же году она вместе с мужем открыла в Чикаго оперную студию и начала преподавательскую карьеру. Джакомо Римини умер во сне в 1952 году, Роза Райза пережила его на 11 лет.
Источник