holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Новый год деревьев


Пришёл еврейский праздник ту-бишват. Название простое: 15 число месяца шват. Иногда называется Рош-Ашана ле-иланот, Новый год деревьев.

В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам (священникам).

Ту-Бишват ассоциируется, прежде всего, с лесопосадками в Земле Израиля, в которых ежегодно участвуют тысячи людей. Несомненно, этот обычай, возникший в 1884 году, в начале массовой еврейской колонизации Эрец-Исраэль, в полной мере соответствует букве и духу еврейской традиции. Как сказано: “Когда придете в эту страну – насадите в ней плодовых деревьев” (Ваикра, 19:23). "Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно сидеть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, – так и вы сажайте деревья для ваших потомков. Пусть никто не говорит: "Я уже стар – сколько лет я еще проживу на свете? Зачем мне трудиться для других, если, может быть, уже завтра я умру..." Нет, пусть никто, даже старик, не уклоняется от посадки деревьев: сколько ни нашел, пусть прибавит к ним еще".

Понятно, почему для Нового года деревьев был выбран именно зимний месяц Шват – в Израиле в это время выпадали самые обильные дожди, поэтому все деревья вскоре покрывались свежей зеленью.

Во времена галута, изгнания, праздник был забыт, но в XVI веке о нём вспомнили кабалисты Цфата. И возник обычай устраивать в этот день специальную праздничную трапезу – Седер Ту-Бишват, по аналогии с пасхальным седером.

"В ночь на Ту-Бишват собираются в доме учения, в доме одного из ученых или уважаемых людей общины… Горят свечи, столы накрыты белыми скатертями и украшены цветами, растениями, ветками мирты, а также пряностями и благовониями. А на них – кувшины красного и белого вина. После чтения Торы наливают первый из четырех бокалов – положено начинать с белого вина. Участникам седера подают изделия из пшеницы (пироги), оливки, финики и виноград, произносят благословление над фруктами и вином и наслаждаются ими... Наливают второй из четырех бокалов – много белого и немного красного вина. С каждым разом вино все более краснеет, до тех пор, пока в четвертом бокале оно не становится абсолютно красным. На стол подают финики, гранаты, этроги и яблоки... Наливают третий бокал – наполовину белое и красное вино. На стол подают орехи, миндаль, плоды рожкового дерева и груши. Участники седера учат Тору, а потом поднимают третий бокал и пьют за хороший, благословенный и плодородный год. Наливают четвертый бокал – много красного и немного белого вина. На стол подают десерт, присутствующие поют и танцуют..." (Хемдат Аямим).

В начале трапезы один из участников задавал вопрос: почему 15 Швата мы празднуем Новый год деревьев? На это остальные хором отвечали: потому что, когда существовал Храм, евреи ежегодно приносили туда приношение от первых плодов каждого урожая – бикурим. Сегодня же, когда Храма нет, мы приносим вместо этого "приношение наших уст", благодаря Всевышнего за то, что Он создал множество различных фруктовых деревьев.

Как писал рав Элияу де-Видаш (Решит Хохма), каждый участник этой трапезы должен чувствовать себя так, будто он пирует в райском саду перед лицом Самого Всевышнего.

Во время Седера Ту-Бишват произносили специальную молитву о плодоносящих деревьях:
Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы то, что мы едим эти плоды, благословляем за них Всевышнего и наслаждаемся ими, оказало чудесное воздействие в духовном мире и привлекло на деревья, рождающие эти плоды, изобилие блага и щедрые благословения свыше; чтобы деревья эти росли и цвели от начала года и до конца года для блага, благословения, счастливой жизни и мира.
Кроме того, во время трапезы звучит, пожалуй, одно из самых антиаскетических высказываний в еврейской традиции: "В мире грядущем человеку предстоит дать ответ за каждый <разрешенный> плод, который видел его глаз и от которого он отказался" (Иерусалимский Талмуд, трактат Кидушин, 4:12).

По преданию, именно в Ту-Бишват в Земле Израиля завязываются этроги – цитрусовые плоды, необходимые для исполнения заповеди о "четырех растениях" праздника Суккот. Поэтому существует хасидский обычай молиться в этот день о том, чтобы удостоиться чести приобрести на будущий год хороший, красивый этрог.

В некоторых общинах также было принято есть 15 швата варенье, сваренное из этрогов.

Согласно одному из мнений, Ту-Бишват – не просто "Новый год", но и "судный день" деревьев. В этот день Всевышний решает, каков будет урожай фруктов на будущий год. И поскольку "благотворительность отменяет суровый приговор", в этот день принято делать пожертвование. Некоторые стараются при этом дать сумму, кратную 91, в соответствии с гематрией слова "илан" ("дерево").
Tags: Израиль, евреи
Subscribe

  • В этот день 54 года назад

    7 апреля 1967 года на израильско-сирийской границе завязался ожесточенный бой, продолжавшийся около 7 часов. Сирийцы, контролировавшие в то…

  • Шахиня

    Вдруг прожектор, вздев на нос очки, Впился в спину миноносочки. Как взревёт медноголосина: "Растакая миноносина!" В.Маяковский В…

  • Праздник свободы

    ...как только нет свободы, нет и человека. (Л.Толстой) В прошлом году я опубликовал пост "Что опять выбрала Россия?", в котором…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments