
Сегодня день рождения Владимира Высоцкого. Это было уникальное явление - в одном человеке соединились поэт, актёр, гражданин, композитор. Когда он пел свои песни, в нём работал актёр - он входил в образ, он жил жизнью своего героя. Поэтому его исполнение до сих пор никому не удалось повторить с такой эмоциональной силой.
Мне не довелось встретиться с ним, я видел его только в кино, и воспринимаю его в первую очередь как поэта. Подозреваю, что он и сам себя воспринимал именно так. Вдова Роберта Рождественского сказала: "Евтушенко и Вознесенский всю жизнь спорили, кто из них первый поэт. Оказалось - Высоцкий". Я с ней согласен.
Он песню пел, хотя... другие тоже пели...
И пели так, как он, до каждой запятой.
А все-таки они чего-то не умели.
И было все не так,и было все не то...
Но вдруг умолк певец и песня замолчала.
Навеки, навсегда закрылась пустотой.
И голос отхрипел, душа отклокотала,
А песня навсегда осталась сиротой.
Яна В.
О Высоцком сказано и написано так много, что я не смогу сказать ничего нового. Вот только одно, на что я обратил внимание сравнительно недавно.
Поэзия отличается от прозы не только наличием ритма и рифм (они, кстати, не очень-то и обязательны). Поэты пользуются образами, сравнениями, метафорами и другими приёмами воздействия на читателя (или слушателями), практически не применяемыми прозаиками. Речь поэта, даже если он напишет прозу, будет выдавать его профессию. Я помню, как, читая "Путешествие дилетантов Б.Окуджавы, я непрерывно чувствовал, что эта проза написана поэтом. А проза "русского Данте" Зульфикарова - это сплошная поэзия, хотя он вообще не пишет стихов.
Высоцкий иногда использует в стихах очень редкий приём (не помню, использовал ли его ещё кто-нибудь) - применение одного слова в разных смыслах. Ну, есть же слова, которые пишутся и звучат одинаково, но обозначают разные понятия; например, ключ, коса.
Давайте прислушаемся к его песне "Все ушли на фронт".
Здесь обыгрывается слово "крест".
Вначале это обыкновенный крест из двух досок, которым заколочены лагерные ворота. Потом это символический крест, которым перечёркнута, точнее, уничтожена душа начальника Берёзкина. Но война за свою родину - святое дело, бездушным там делать нечего, и жизнь перечёркивает крестом Берёзкина; хотя это слово не звучит, но оно явственно ощущается. Дальше крест становится могильным, им "награждены" мёртвые.
Война окончена, и другие, новые заключённые, пусть читают надпись "все ушли на фронт" о той поре, когда зеки были "на равных с ВОХРами" - она ушла, она перечёркнута крестом, в лагере новые зеки.
Вот его "Песня о звёздах".
В начале песни звёзды - обычные метеориты, которые падают с небосвода. Потом "шальная звезда" сваливается под сердце; это уже совсем другая, смертельная. Дальше упоминается вторая звезда на погоны - понятно, речь идёт о младших лейтенантах, которым сулят повышение за взятую высоту. Дальше речь идёт о звезде Героя, "если б не насмерть"... А заканчивается звездой удачи, которая безнадёжно висит в небе - ей некуда падать.
Похоже права была Алла Борисовна. вдова Рождественского.