holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Мы наш, мы новый мир построим?


                       "Напрасно мятутся народы
                       и замышляют тщетное.
                       Встают цари земли и
                       властелины совещаются
                       вместе - против Господа
                       и против помазанника Его:
                       "Разорвем узы их и сбросим
                       с себя путы их!"
                       Сидящий на небесах усмехнется,
                       Господь насмехается над ними"
                                                 (Тегиллим 2.1-3).

Один из моих френдов в ЖЖ, комментируя моё неприятие нынешней кремлёвской политики, которую я образно назвал "сморканием против ветра" - то есть, противречащей естественному ходу развития человечества - высказал мысль о том, что имея достаточно сил, можно позволить себе  "сморкаться против ветра".

Не знаю, насколько глубоко он задумывался над этим, но он затронул тему, которая уже не один век будоражит человечество. И это не вопрос  Раскольникова "тварь ли я дрожащая или право имею?", потому этот вопрос содержит ответ: если не тварь дрожащая, то имеешь право.

Нет, тут речь идёт о месте человека в мире, о его возможности влиять на мир, изменять его в желаемую сторону. В СССР была когда-то популярная песня:

                                              Шагай вперёд, комсомольское племя,
                                              Цвети и пой, чтоб улыбки цвели!
                                              Мы покоряем пространство и время,
                                              Мы молодые хозяева земли!


В этих словах - не бахвальство, не наивное желание казаться могущественнее, это определённая философия, популярная в XIX - XX веках. Начало ей положил Гегель, которого нам преподносили как диалектика, скромно умалчивая то, что он был при этом объективным идеалистом.

У Гегеля впервые появляется понятие Мирового духа. Если очень схематично и упрощённо изложить суть, то она такова: существует единое духовное начало - Мировой дух или Абсолютная идея - единственная подлинно существующая реальность, обладающая самосознанием и способностью творить. Это как бы философский вариант  Бога. Носителем Абсолютной идеи является человек. Абсолютный дух проявляет себя в трёх видах:
1. Субъективный дух - душа (сознание) отдельного человека.
2. Объективный дух - дух человечества в целом, как бы суммарный; он проявляется в семье, нации, государстве.
3. Абсолютный дух - вечная истина; проявляется в искусстве, философии, религии.

Этот Дух вполне справедлив. Он покровительствует даровитым поэтам, политикам, но насмехается над бездарностью. Гегель так характеризует его: "Разум столь же хитер, сколь могуществен… Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб".

Гегель объявил вершиной исторического процесса ту точку, в которой в его сочинениях открылся ироничный Мировой дух. Согласно его учению, тысячелетия скитавшийся по разным народам Разум получает, наконец, постоянную прописку в самом просвещенном и дисциплинированном на свете Прусском государстве, мудрые чиновники которого решают все мировые проблемы.

При этом Гегель был абсолютно убежден, что придуманный им самораскрывающийся в истории "хитрый" "ироничный" Мировой дух и "посмеивающийся" Бог Израиля - это одно лицо, что Мировой дух - это лишь более рафинированное представление о библейском божестве.

Относиться к Абсолюту (или Богу, или Природе - как вам больше нравится ) можно двояко.

Вспомним, в 45 главе Книги книг описывается, как Йосеф говорит братьям (которые продали его ранее в рабство, а после пришли в Египет и его не узнали): "Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда, потому что для сохранения жизни послал меня Бог пред Вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Бог пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасения. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог" (45.5-8).

А почему же он не открылся братьям сразу, а долго "морочил им голову", продлевал страдания отца, посылал за Биньямином, подкладывал им деньги в мешки и пр.? Томас Манн в романе "Йосеф и его братья" овечает на этот вопрос так: Йосеф просто со вкусом расцвечивает прекрасную историю, придуманную Создателем.

"Как можно торопить такую историю Божию, - размышляет Йосеф, - не запасшись терпением, чтобы тщательно украсить ее! Даже если пройдет целый год, прежде чем они вернутся с Беньямином, я скажу, что это не слишком долго. Что такое год в сравнении с этой историей!"

И бог благоволит к Йосефу, выручая его в казалось бы безнадёжных ситуациях.

Но над тем, кто приписывает себе способность управлять законами, ходом событий, а не смиренно его расцвечивать; над тем, кто воображает, что в силах направлять историю, над тем Бог не только сам "посмеивается", но и отдает на посмешище этому самому Разуму.

Неудивительно, что Бог (или Абсолют, или Природа) посмеялся над "арийским" мудрецом и позволил Мировому духу всласть покуражиться над профессорской верой. Квазирелигия Гегеля в свое время завоевала множество приверженцев. Современникам казалось, что Мировой дух вот-вот откроет свои планы и пойдет с человеком рука об руку, творя новый мир. Но на деле все обернулось несколькими кровавыми утопиями, главнейшими из которых явились русский коммунизм и германский нацизм.

Выражаясь языком религии (вы можете перевести для себя на более удобный для вас), тот, кто признает над собой Бога и стремится исполнить Его волю, вправе расцвечивать открывающийся ему путь и вкладывать в исторический процесс свою лепту. Но тот, кто следуя собственным расчетам, самонадеянно нарушает законы Природы,  тот оказывается в историческом тупике и неизбежно терпит поражение.

Коммунисты, поверившие, что они разгадали скрытый механизм исторического процесса и что провидение находится у них в руках, объявили, что "поставили Гегеля с головы на ноги". В результате этого оседлания истории в считанные годы были уничтожены миллионы людей, а захваченные ими страны отстали в развитии.

Там, где, как воображал Гегель, на все времена раскрылась свобода, век спустя возник самый чудовищный в истории режим, чуть не уничтоживший человеческую цивилизацию, а своим собственным крахом навсегда стерший с европейской карты саму Пруссию. А вот Израиль, вычеркнутый Гегелем из истории, возродился.

Вот так Бог (Абсолют, Природа) смеётся над теми, кто вообразил себя независимым от Него, присвоил себе звание "Хозяин жизни", посчитал имеющим право идти поперёк хода истории, "сморкаться против ветра". И я не думаю, что для нынешней российской власти он сделает исключение. Тем более, что в законах Природы исключений вообще не бывает.

Я в тексте иногда использовал  цитаты из книги "День шестой",  автор Арье Барац. Там затронутый вопрос рассмотрен подробно.

 М.Булгаков в сцене на Патриарших прудах ("Мастер и Маргарита") столкнул в полемике тех самых "хозяев земли" и Мировой дух в образе Воланда.

И, развенчивая утверждение, что "бытие определяет сознание", Воланд не видит никаких изменений в людях после перехода в иное, послереволюционное бытие: "Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
Tags: история, мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment