«И собрались все старейшины Израиля,
и пришли к Шмуэлю в Раму. И сказали
ему: вот, ты состарился, а сыновья
твои не ходят путями твоими; поставь
над нами царя, чтобы он судил нас,
как у прочих народов»
(I Царств, 8:4-5)
Хорошо известно, что в процессе исхода из Египта еврейский народ в десяти заповедях и законах Моше заложил основы не только единобожия, но и гуманизма в культуре современного мира. Но и зачатки демократии были тоже заложены в ту же эпоху тем же народом.
В XIII веке до н.э. (
Каждое колено имело полную самостоятельность во всех вопросах; но существовал один человек, называемый судья, решавший все спорные вопросы между коленами или отдельными людьми. Но его функции были шире, чем у современных судей: он одновременно был военным предводителем и духовным лидером.
Обычно старейшины израильских колен наделяли титулом судьи того, кто умело и успешно воевал. Помимо этого, на судью возлагались все религиозные функции. Все судьи Израиля непременно были ревнителями веры (случалось, что они были идолопоклонниками – но тогда Книга Судей называет их «нечестивыми», а времена, когда они правили – «смутными»). Они боролись против культа Баала и других языческих культов в еврейской среде. Часто судьи сами происходили из среды первосвященников.
Конечно, судья должен был быть образованным человеком, ведь он судил по законам Торы, и не мог не знать её досконально.
В мирное время судья выполнял свои судейские функции. Эта традиция решать спорные вопросы с помощью правителя сохранилась в еврейском мире и после эпохи судей; так, судьей были цари Израиля. Особенно прославился своей справедливостью и умением улаживать споры царь Шломо (Соломон). Никакого разделения властей тогда не было: любая тяжба решалась на аудиенции у судьи, позже – у царя.
Примечательно, что традиционная для большей части мира вплоть до XIX- XX века передача власти по наследству не была распространена у евреев. По хроникам, описывающим правление судей, ясно видно, что в большинстве случаев семейный принцип наследования не приводил ни к чему хорошему. Сыновья судьи и первосвященника Эли, который «был судьей над Израилем сорок лет», были нечестивцами, что привело к поражению в войне и утрате Ковчега Завета. А после смерти Эли судьей вместо него стал Шмуэль, фактически его воспитанник, который вырос при Храме. По иронии судьбы, Шмуэля тоже постигла участь Эли: его сыновья Йоэль и Авия брали взятки и вообще оказались негодными для правления.
Поэтому иногда сам судья назначал своего преемника из числа своих учеников, реже сыновей; иногда, если судья был слаб и не пользовался достаточным авторитетом, судью выбирали старейшины израильских колен. Иногда одни колена признавали над собой власть того или иного судьи, а другие – нет. Поэтому в жизнеописании некоторых судей встречается уточнение, что он был судьей над всем Израилем – как доказательство власти и авторитета.
Судьей мог стать, фактически, кто угодно – и знатный представитель древнего рода первосвященников (Эли), и младший сын «беднейшего семейства в колене Менаше» (Гидон), и незаконнорожденный сын проститутки (Ифтах). Женщина (пророчица Двора) также могла быть судьей.
В современных демократических странах кандидат в президенты непременно не должен иметь криминального прошлого. Евреи, жившие тысячи лет назад, показали себя еще более демократичными и плюралистичными, не соблюдая даже этого условия избрания своих вождей.
Один из интересных примеров – Ифтах, который, будучи незаконнорожденным ребенком у матери, иноземки и блудницы, был отвержен своим коленом и стал разбойником, сколотив банду из таких же парий. На протяжении нескольких лет он жил в пустыне, занимаясь грабежом и разбоем, но в один прекрасный день старейшины Израиля были вынуждены обратиться к нему с просьбой помочь совладать с нападающими на колена Израиля аммонитянами, поскольку огромная банда Ифтаха оказалась самой серьезной воинской силой в этих краях. Взамен они пообещали честолюбивому Ифтаху сделать его судьей над Израилем. Ифтах войну выиграл, судьей стал и был им шесть лет, несмотря на сомнительное происхождение и еще более сомнительный моральный облик.
Когда же евреи заявили последнему из судей, пророку Шмуэлю, что хотят быть, как все другие народы, чтобы над ними был царь, и чтобы власть передавалась по наследству, Шмуэль предупредил их о деспотизме царей: "Лучшим видом правления является аристократическое, по которому вам и надлежит устроить жизнь свою; не желайте другой формы правления, но держитесь её, признавая над собою власть законов и нормируя последними все свои поступки: с вас достаточно, что владыкою вашим является Господь Бог. Если же вы, тем не менее, захотите непременно иметь царя, то пусть будет таковым ваш единоплеменник, и да будет в глазах его выше всего забота о всегдашней справедливости и всякой добродетели. Пусть он преклонится перед мудростью Господа Бога и законов, пусть не решает ничего без совета первосвященника и собрания старейшин, пусть не впадает в многожёнство, пусть не домогается чрезмерных богатств и массы лошадей, ради обладания которыми он мог бы пренебрежительно относиться к законам. Если же сердце его будет чрезмерно лежать к чему-нибудь подобному, то воспрепятствуйте ему приобрести слишком большое, могущим стать гибельным для вас значение" (в изложении Иосифа Флавия).
Шмуэль предупреждает народ о опасности диктаторского правления и предлагает смешанную форму: царь ничего не решает без совета старейшин (аристократия), а народ имеет возможность "воспрепятствовать" ему (демократия). Во избежания быстрого скатывания к тирании существует первосвященник, как бы "второй царь", как это практиковали через тысячу лет спартанцы, которые имели двух царей, или римляне, избиравшие двух консулов.
Сам Шмуэль добровольно отказался от власти, выбрав вместо себя царя Шауля.
Через много лет, когда Шауль действительно проявил себя деспотичным и неуравновешенным человеком, на трон посадили не его сына и наследника, а простого пастуха Давида, потомка моавитянки Рут. Сегодня это сильно осложнило бы ему жизнь, ибо раввинат вряд ли признал бы его евреем.
Предводитель еврейского народа – точнее, идеальный предводитель еврейского народа – конечно, должен был быть блестящим военачальником, непоколебимым в вере, сильным, храбрым и справедливым, но у него (у нее) могли быть свои недостатки, он (она) могли происходить из любой семьи и иметь любое прошлое.
Многовековые династии, узурпация власти и ее передача от отца к сыну, узкий элитный круг избранных, имеющих доступ к управлению государством – не еврейская традиция.
К сожалению, именно сейчас в Израиле есть силы, пытающиеся эту традицию нарушить, и поэтому страна уже два года находится в состоянии правительственного кризиса.