по повелению императора Александра -
корнет Александров. Кавалер военного
ордена. Движимая любовью к родине,
поступила в ряды Литовского
уланского полка. Спасла офицера,
награждена Георгиевским крестом.
Прослужила 10 лет в полку,
произведена в корнеты и удостоена
чина штабс-ротмистра. Родилась в
1783 г. Скончалась в 1866 г. Мир ее
праху! Вечная память в назидание
потомству ее доблестной душе!»
Эпитафия на могиле Н.А. Дуровой
Более 200 лет назад первая русская женщина официально приступила к воинской службе. Это была Надежда Андреевна Дурова. Она стала прототипом главной героини фильма «Гусарская баллада».
В послужном списке Дуровой, которой императорским дозволением было разрешено называться мужчиной, «Александром Александровым», наряду с данными о походах, боях и наградах, стояло: «В службе с марта 1807 года, лицом смугл, рябоват, глаза карие, волосы русые; холост; к повышению достоин».
Вероятно, Дурова была своеобразной "ошибкой природы": она всю жизнь была склонна к мужским занятиям и ненавидела подчинённое положение женщин.
Я люблю кровавый бой,
Я рождён для службы царской.
Сабля, водка, конь гусарский -
С вами век мой золотой!
Д.Давыдов
Но она влюблялась в мужчин и даже родила сына, а за всю свою военную службу не пролила ничьей крови.
Как она попала на военную службу - длинная история, вы можете без труда узнать об этом у всезнающего Googlе. Долго никто не подозревал в ней женщину. Потом она напишет:
«Мая 22-го 1807. Гутштадт. В первый раз еще видела я сражение и была в нем. Как много пустого наговорили мне о первом сражении, о страхе, робости и, наконец, отчаянном мужестве! Какой вздор! Полк наш несколько раз ходил в атаку, но не вместе, а поэскадронно. Меня бранили за то, что я с каждым эскадроном ходила в атаку; но это, право, было не от излишней храбрости, а просто от незнания… Июнь 1807. Фридланд. В этом жестоком и неудачном сражении храброго полка нашего легло более половины! Несколько раз ходили мы в атаку, несколько раз прогоняли неприятеля и в свою очередь не один раз были прогнаны! Нас осыпали картечами, мозжили ядрами, а пронзительный свист адских пуль совсем оглушил меня! О, я их терпеть не могу! Дело другое — ядро! Оно, по крайней мере, ревет так величественно и с ним всегда короткая разделка! После нескольких часов жаркого сражения остатку полка нашего велено несколько отступить для отдохновения. Пользуясь этим, я поехала смотреть, как действует наша артиллерия, вовсе не думая того, что мне могут сорвать голову совершенно даром. Пули осыпали меня и лошадь мою; но что значат пули при этом диком, безумолкном реве пушек».В одном из сражений неприятель сбил с лошади пистолетным выстрелом офицера Панина. Его бы добили, но Александр Алесандров помчался на выручку с таким напором, что враг бежал. За спасение офицера она была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в унтер-офицеры. А в отставку она вышла уже штабс-ротмистром и занялась литературой. Ей охотно помогал А.С,.Пушкин. Она до смерти носила мужскую одежду и называла себя Александром.
Прошли годы, и кавалерия стала постепенно вытесняться танками. В 1914 году в Сыр-Дарьинске (Узбекистан) появилась на свет Александра (надо же!) Митрофановна Ращупкина. Она тоже любила мужские дела - возиться с железом, с техникой. Играла не с девочками, а с пацанами. И потом стала трактористкой.
Когда грянула война, мужа забрали в РККА. Он стал танкистом. Александра осталась одна: двое детей умерли в младенческом возрасте. И она пошла в военкомат просится на фронт.
Её отфутболивали, уговоры о том, что она сумеет и танк освоить, не помогали. Тогда она отрезала волосы ("плечи широкие, бёдра узкие, голос низкий..."), переоделась мужичком и сумела обманом получить направление на курсы механиков-водителей. Но там был медосмотр... Врач возмутился, но Александра на него наехала, заявила, что всё равно на фронт прорвётся. И врач сдался. «Эх, ну и девка… Просто Жанна д'Арк!»
Школа находилась под Сталинградом, и однажды оказалась в немецком тылу. Курсанты пробирались по ночам к своим мелкими группами.
...днями идти не получалось, ночами частенько передвигались ползком. От формы остались одни лохмотья. Дошли одинаково живописными: одежда, сапоги, руки и даже лица были одного цвета — земляного. И знаете, я переживала из-за того, что плохо выгляжу. Женщина остается женщиной даже в мужском обличье.Вскоре она была уже механиком-водителем танка Т-34 в 62 армии генерала Чуйкова. В части её прозвали "Сашка-сорванец".
...ради чего я так рвалась на передовую? Ради близких, конечно. Хоть и кричали на фронте „За Родину! За Сталина!“, но воевали все равно за родных, конкретных людей. Кто за маму, кто за сестру или братаОна воевала под Сталинградом, потом в Польше. Почти три года никто не заподозрил в ней женщину.
...стриглась я как мужчина, фигура всегда была мальчишеской — бедра узкие, плечи широкие, груди почти нет. А раздеваться на фронте приходилось нечасто — разве что помыться. Но я старалась отдельно от всех вопросы гигиены решать, ссылаясь на стеснительность. Мужики ржали: „Ты, Сань, прям как девка!“ но особого внимания на эту мою прихоть не обращали.Она научилась разговаривать "по-мужски", могла при случае опрокинуть стаканчик.
В феврале 1945 в город Бунцлау (ныне Болеславец), Т-34 Александры Ращупкиной был подбит и загорелся. Она была ранена в бедро и контужена. Спас её механик-водитель соседнего танка Пожарский. Он смог вытащить её из горящего танка и стал перевязывать. Но для этого он разрезал штанину... Тут всё и открылось в прямом и преносном смысле.
Она два месяца провела в госпитале, а в части в это время разразился скандал. Её хотели убрать с передовой, но вступился командарм Чуйков. И "Сашку-сорванца" оставили в полку, только документы переоформили.
Она пережила вернувшегося с войны тоже искалеченного мужа. Работала водителем, окончила политехнический институт, получила диплом инженера. Но человек, побывавший "там", становится на всю оставшуюся жизнь другим, как это правдиво и красочно описал Э.Ремарк.
Внуки часто спрашивают меня о здоровье, о том, что буду готовить на ужин, принимала ли я лекарства сегодня, какие передачи смотрела по телевизору и что прочитала в газете. Ребятушки, милые, спросите меня о войне!!!... Осерчала я на телевизионщиков. Пригласили меня, 92-летнего человека, на передачу. Думала, про то, как я воевала, что повидала. А они под лампой на жаре три часа продержали, аж глаза мои заболели, и ну потом всякие глупости выспрашивать. Как, мол, я у себя в танке переодевалась? И как у меня там с мужчинами? Про сексализм какой-то…Вы верите в реинкарнацию?