holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

5 октября


                  У нас был творец 21—22-го веков.
                  Это совершенно понятно сегодня
                  после реконструкции его спектаклей.
                  Это человек, который считал, что
                  театр является парламентом
                  государства, культура важнее других
                  сфер деятельности, что оказалось
                  в 21 веке правдой.
                                            Нелли Корниенко,
                                                 академик,
                               доктор искусствоведения.

Это Харьковский украинский драматический театр им. Т.Г.Шевченко. Его фасад выходит на центральную улицу города - Сумскую.  А с противоположной стороны есть вход на малую сцену, которая носит название "Березиль".

"Березиль" - это от украинского  "березень", названия первого весеннего месяца марта. Так назвал его в 1922 году основатель Лесь Курбас.

В театре был прогрессивный коллектив. В нём работали такие звёзды украинской культуры, как А. Бучма, М. Крушельницкий, Н. Ужвий, И. Гирняк, В. Чистякова, Л. Сердюк, Д. Антонович, И. Марьяненко, Ф. Радчук и другие. Позже здесь начинал свой творческий путь Леонид Быков.
 


Лесь Курбас поднимал украинскую сцену на высшую ступень. Его метод образного мышления - "превращение" - отрицал натуралистическое копирование жизни на сцене, искал новаторские приёмы работы актёров, ориентировался на передовой в то время немецкий экспрессионизм.

Но это противоречило принципу национальной политики советской власти. С одной стороны, во всех союзных и автономных республиках должна была существовать национальная культура. Но ей при этом нужно было знать свое место. Ей нужно было осознавать, что будущее принадлежит великой пролетарской культуре, свободной от национальных предрассудков. И, разумеется, основанной на принципах социалистического реализма. Поэтому представителям «малых» культур заигрываться не стоило. Как только они переходили обозначенные для них границы, их ждали обвинения в буржуазном национализме. А вслед за этим – увольнение с работы, и далее зачастую – арест и расстрел.

5 октября 1933 года из харьковского театра «Березиль» был уволен великий украинский режиссер Лесь Курбас. Он лишился работы за «националистические извращения». Как говорилось в постановлении Наркомата просвещения Украины, созданный Курбасом «Березиль» превратился во вредительскую организацию. А позже сам режиссер был назван «националистом, скатившимся до фашизма». А вы думали, что навешивание  ярлыка "фашист"- это изобретение современных кремлёвских кисельных соловьёв? Да нет, они ничего нового изобрести не могут, они копируют "достижения" их предшественников.

В декабре того же года Курбас был арестован, а в 1937 году  расстрелян в урочище Сандармох в Карелии.

ПОсле увольнения в октябре Соломон Михоэлс сразу же пригласил опального режиссера в Москву, в возглавляемый им ГОСЕТ.

Спектакли этого театра Курбас знал и любил. И Михоэлс ощущал близость своих исканий к работам Курбаса. Творческий союз двух художников обещал быть плодотворным. Он действительно состоялся, хоть и был кратковременным. Но этот союз оставил вечный след в истории еврейского театра.

За три месяца, проведенные в Москве, Курбас успел заложить фундамент «Короля Лира» – легендарного спектакля с Михоэлсом в главной роли. Спектакля, ставшего визитной карточкой советского еврейского театра, его безусловным вкладом в мировую культуру.

Десятилетия спустя известный украинский театровед Нелли Корниенко смогла найти убедительные доказательства того, что авторство концепции образа короля Лира принадлежит Лесю Курбасу. Так украинский режиссер успел внести уникальный вклад в историю еврейского театра.

В 1948 году агентами НКВД был убит Михоэлс, также заклейменный как «буржуазный националист». Год спустя был закрыт ГОСЕТ.

Решение о воссоздании еврейского театра было принято только в 1980 году при Брежневе.

- Леонид Ильич, есть предложение закрыть кинотеатр Луч. Работают плохо, посещение слабое. Давайте в этом помещении откроем еврейский камерный театр!
- Мышль интеесная... На сколько камер?

«Михоэлс играл Лира о самом себе, – пишет Нелли Корниенко. – Курбас ставил Лира тоже о себе. И глубоко символично, что оба художника предчувствовали свой конец. Судьба каждого из них была уделом его народа. И над ними уже занесен топор. Художники воссоединились».
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не хлебом единым 2

    Начало Пчелиный рой, муравейник и человечество живут по подобным законам - "как наверху, так и внизу". Есть исполнители разных…

  • Не хлебом единым 1

    Ошейник раба легче доспехов воина. Давно замечено, что евреи добиваются успехов во многих областях науки, культуры, экономики. В чём дело, они…

  • Из ничего и выйдет ничего (Шекспир)

    Илья Яшин, глава муниципального органа Красносельский, оппозиционный депутат (да, оказывается ещё сохранились и такие!) задал Путину вопрос - не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments