Мы - часть тайны, которую
собираемся раскрыть.
(Макс Планк)
Сильный пожирает слабого, каждый сам за себя, сплошная конкуренция и борьба за выживание – так в грубом приближении теория эволюции рассматривает естественный отбор. Но если эволюция – это борьба за существование, в которой побеждает сильнейший, то как можно объяснить многочисленные случаи альтруистического поведения животных?
Ясно, что в Природе существует какая-то сила, сдерживающая процесс «пожирания слабых». Ведь если количество эгоистов в популяции превысит критический уровень, такая популяция просто вымрет.
В середине 1960-х годов прошлого века в биологии произошла революция. Англичанин Уильям Гамильтон (его, кстати, почитали вторым Дарвиным) и ряд других ученых пришли к новому пониманию эволюции и социального поведения растений, животных и человека: старение и смерть – весьма непродуктивны для индивидуума, но весьма логичны как программы для «жизнеобеспечения» генов живых существ после завершения процесса их размножения.
Получается, что природа устраивает все так, чтобы организмы совершали действия, выгодные не себе, а их генам. Ричард Докинз, профессор Оксфордского Университета, предложил даже новый термин – «эгоистичный ген», полагая, что мы всего лишь «тупые машины» для переноса «эгоистов-генов» из поколения в поколение.
Страстный сторонник Дарвина Томас Гексли, прозванный даже «бульдогом Дарвина», утверждал, что животный мир представляет собой арену гладиаторов, где идет беспрерывная и беспощадная борьба за выживание. Поэтому в природе нет места для морали. Она может существовать только в человеческом обществе, и поэтому Гексли предполагал, что изучение естественного отбора позволит людям сознательно избегать жесткой конкурентной борьбы друг с другом.
А вот князь Петр Кропоткин, который был не только анархистом и революционером, но и ученым-энциклопедистом, считал, что природа – это гармоничная система и ей присуща мораль, а альтруистическое поведение индивидуумов полезно для выживания групп. Из этого следовало, что альтруисты должны побеждать эгоистов и поэтому быстрее размножаться.
Позже великий биолог Джон Холдейн высказал идею выживания групп через «родственный отбор». Согласно этому, в популяции сохраняются те признаки, которые благоприятствуют выживанию не самой особи, а ее близких родичей. Другими словами, элементарная единица эволюционного процесса – не отдельная особь, а популяция.
Из этого можно сделать вывод, что природе всем правит альтруизм!
Уильям Гамильтон связал альтруистичное поведение животных с наличием у родственников идентичных генов. Он доказал, что перепончатокрылые насекомые оставляют больше копий своих генов, не размножаясь, а помогая выводить потомство своим сестрам.
Поэтому альтруистическое сотрудничество внутри муравьиной колонии – это, в общем-то, видимость. На самом деле каждая особь стремится отправить в будущее максимальное количество своих генов, но делает это не через собственных отпрысков, а посредством своих братьев и сестер. Причем, делает она это с таким генетическим эгоизмом, что то, что мы видим «на поверхности», воспринимается нами, как альтруистическое поведение. Но такое поведение легко объясняется все тем же «эгоистическим геном» Докинза.
Так что же правит миром, чёрт возьми - эгоизм или альтруизм?!
Беда в том, что человеку свойственно видеть свой образ везде, где можно и нельзя - в очертании скалы, в случайном узоре, в тенях на Луне... он даже Бога изображает в виде человека. И он ищет смысл жизни, хотя смысл можно искать в поступках разумного существа, ищет эгоизм и альтруизм за пределами человеческого разума.
Во второй половине 1960-х Дж. Прайс, «генетик-самоучка», вывел гениальное уравнение, объясняющее эволюцию альтруизма, а затем сам превратился в экстремального альтруиста, отдавая людям все, что имел, вплоть до своей жизни.
В 1968 году Прайс появился во всемирно известной лаборатории генетики Фрэнсиса Гальтона в Университетском Колледже Лондона. В то время никто его не знал – он «был никем и звали его никак». Все, что у него было, это его уравнение. Однако через два часа Прайс вышел на улицу, имея ключи от своего офиса и должность в этой одной из самых престижных лабораторий мира.
Изучая вопросы отцовства, Прайс хотел выяснить, почему люди предпочитают жить в семьях. Эти исследования и привели его к выявлению особенностей альтруизма и его развития. Именно в этой сфере он разработал то, что сейчас называется уравнением Прайса.
Ему удалось упростить математические выкладки У. Гамильтона и вывести уникальную формулу, позволяющую проникнуть в глубинную суть эволюции альтруизма в природе. Прайс выяснил, что любой фактор, положительно влияющий, например, на внешний вид особи, будет совершенствовать каждое последующее поколение. Если фактор влияет отрицательно, его действие будет соответствующим.
wΔz=cov(wi,zi)
Эта формула дает ответ на первичный вопрос — она описывает причины, по которым люди стремятся создавать семьи и продолжать свой род.
Уравнение Прайса еще раз доказало, что чистого альтруизма, без примеси желания извлечь собственную выгоду, в природе не существует. И это справедливо для всех существ, выполняющих репродуктивную функцию, независимо от того, люди это, растения или самовоспроизводящиеся роботы.
Вспомнили принцип разумного эгоизма в "Что делать" Н.Чернышевского?
Прайс не поверил самому себе и, в итоге, он, как воинствующий альтруист, ушел из науки помогать бездомным и опровергать собственную формулу. Однако после безуспешных попыток сделать это, он покончил с собой, когда ему было 53 года.
Да, трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет, сказал Кофуций 2,5 тысячи лет назад.
Итак, основа эволюционного развития всего живого – это отбор и перенос генетической информации посредством «родственного альтруизма», коим в реальности является групповой эгоизм.
И отсюда напрашивается интересный вывод. Если в природе существуют группы, то всегда будет проявляться такое явление как групповой эгоизм, и он всегда будет делить сообщества на своих и чужих. И получается, что враждебность к чужим и альтруистическая преданность по отношению к своим – это эволюционно-обязанные проявиться явления.
А это значит, что организованная преступность, нацизм, правые, левые, верные и неверные – все это обусловлено биологической эволюцией человечества!
Выходит, что человечество оказалось в эдаком «эволюционном тупике» – в него нас завела биологическая эволюция посредством «эгоистического гена Докинза». И стоим мы в этом тупике перед глобальным цивилизационным кризисом.
И это не просто кризис. Лет через 30-50 начнет проявлять себя предсказываемая футурологами «сингулярность» (период, когда кризисы начнут развиваться максимально быстро и взрывообразно, но главное – непредсказуемо).
Человечество развивается (эволюционирует) как общество потребления. И наш технический прогресс (механизация, автоматизация, компьютеризация, роботизация, искусственный интеллект) ведет нас к самому опасному кризису – кризису человеческих отношений.
К 2030-му году нам обещают сверхмассовую безработицу (2 млрд. безработных), а к 2050-му не у дел вообще может оказаться 50% работоспособного населения Земли. Это не только разделение людей на элиту и простых никому не нужных смертных, но обязательный приход к власти фашистов, исламистов, право-левых радикалов и других экстремистки настроенных группировок. Групповой эгоизм будет этому способствовать биологически.
А так как за последние 20-25 лет Земля стала «маленькой», то разъезжаться нам уже некуда. Поэтому мы будем жить-выживать как супруги после развода в одной малогабаритной квартире. Так чиво делать или куда иттить?