holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Беларуски. 3


Начало 1 , 2


Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода; она была пра-правнучкой Владимира и Рогнеды.

Родилась она в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже её отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали её руки. Однако, достигнув 12 лет, когда отец собирался выдать её замуж, тайно от родителей Предслава ушла в один из монастырей, в котором игуменией была её родная тётя; там и приняла монашеский постриг с именем Евфросиния.

После 1116 г. монахиня Евфросиния поселилась в келье Полоцкого Софийского собора, где в свободные от молитвы часы занималась переписыванием священных книг. Это была тяжёлая работа: писали почему-то не на столе, а на ладони левой руки, опиравшейся на колено. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Переписчик должен был не только хорошо знать грамматику, но и иметь художественные способности, так как начальные буквы и заголовки разделов надо было оформлять животным или растительным орнаментом. Кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. За день можно было списать не более четырёх страниц.  Этой работой занимались, как правило, мужчины, но Евфросиния одолевала эти трудности.

В те времена монастыри являлись духовными и культурными центрами. Там занимались переписыванием книг, формированием библиотек, открытием школ, где обучали не только грамоте, но и различным видам рукоделия. Такие школы были своего рода «университетами» того времени. В монастырях велись летописи, создавались богослужебные тексты, сочинялись проповеди, записывались монастырские события. В древней и средневековой Руси именно монастырские книжники во многом определяли основные формы и методы образования. Не случайно монастыри назывались «обителями мудрости»; ведь издревле там хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились бесценные памятники письменности.

Около 1124 г. Евфросиния основывала женский монастырь святого Спаса — сейчас Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. В нём приняли монашеский постриг младшая сестра Евфросинии — Городислава, названная Евдокией, и её двоюродная сестра, дочь князя Друцкого Бориса, Звенислава, в постриге получившая имя — Евпраксия. Сестёр своей обители Евфросиния «с прилежанием» обучала грамоте.

Созданная ею женская школа — удивительное, хотя и не уникальное явление в истории древнерусской культуры. В 1086 г. при Андреевском женском монастыре в Киеве сестрой Владимира Мономаха, монахиней Анной Всеволодовной, также была основана женская школа. Там преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык.

Археологические данные позволяют с уверенностью говорить о довольно широком распространении письменности в Полоцкой земле. Древнейшая русская печать X века имеет имя Изяслава Полоцкого. В Полоцкой земле, как нигде, открыто много эпиграфического материала, относящегося к XII веку, — надписей на камнях, содержащих молитвенные обращения полоцких князей.

В 1959 г. в Витебске была найдена берестяная грамота, которая датируется концом XIII-началом XIV веков и является письмом одного витебчанина (Степана) к другому (Нежилу) по поводу торговли.

В обители по замыслу Евфросинии был построен Спасо-Преображенский храм. По единодушному мнению историков русской архитектуры, он является вершиной полоцкого зодчества и одним из высших достижений древнерусской архитектуры вообще. Его зодчим был мастер Иван.

Помимо Спасского монастыря, Евфросиния построила Богородицкий мужской монастырь. Он тоже стал предметом особого её попечения. В скором времени основанные ею обители стали центрами книжности и просвещения Белой Руси. При них открылись библиотеки, скриптории, иконописные и ювелирные мастерские, богадельни.



В 1161 г., по просьбе Евфросинии, мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил крест-ковчег для Спасского храма, содержащий в себе христианские святыни (частички камней, дерева, мощей святых). Он был иготовлен из кипариса, покрыт золотом и драгоценными камнями. Во времена "религия -опиум для народа" крест подвергся разграблению, а в 1941 году, при отступлении Красной Армии, вообще утерян. В 1997 г. он был воссоздан по сохранившимся изображениям ювелиром Н.Кузмичом.

В XII веке шел интенсивный процесс феодальной раздробленности, образовывались новые княжества, правители которых вели жестокую борьбу за власть. Князья Полоцкие, Витебские, Минские, Слуцкие враждовали не только между собой, но выступали и против своих киевских родственников. Евфросиния старалась наладить взаимопонимание между людьми и выступала в роли миротворца. Через вече она могла влиять на назначение епископов и на приглашение князей. В 1132 году Полоцк лишил власти киевского ставленника Святополка и выбрал князем родного брата монахини Василька. Княжна, возможно, имела отношение к событиям 1151 года, когда полоцкое вече отказало в доверии Рогволоду-Давиду; и до событий 1158, когда полочане вновь захотели видеть на княжеском престоле Рогволода. Усобицы в Полоцком княжестве вновь вспыхивали в 1162 и 1167 годах. Евфросиния никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».

Достигнув преклонных лет, Евфросинья совершила паломничество в Святую Землю, где 23 мая (5 июня) 1173 г., обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла. Похоронена великая белорусская просветительница была в монастыре святого Феодосия, недалеко от Иерусалима. Спустя четырнадцать лет, в 1187 г., когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой мощи Полоцкой княжны. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк. Мощи Евфросинии поместили в Киево-Печерской Лавре, где они находились более семи столетий. В 1910 г., в царствование Николая II, мощи были торжественно перенесены из Киева в Полоцкий Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время.

Евфросинья - единственная женщина, признанная святой и православной, и католической церквами. Традиции, заложенные Евфросинией, соблюдаются. В монастыре действуют пять мастерских: иконописная, швейная, вышивальная, переплётная, свечная. Деятельность их разнообразна. Это и пошив монашеской одежды, церковных облачений, иконописание, вышивка плащаниц, воздухов, митр, переплёт и ремонт книг, изготовление восковых свечей.

С именем Евфросинии неразрывно связано духовное просвещение народа Белой Руси, которое способствовало развитию всех сфер государства. Её именем названы школы, библиотеки, улицы в Минске и Слониме, ей посвящены храмы в Лондоне, Торонто, США, Минске. В Киевском Владимирском соборе её изобразил Виктор Васнецов. В её честь выпускались памятные медали и монеты, почтовые марки. Её образ появляется в романах и на полотнах художников, ей посвящают стихи.

Tags: Беларусь, люди
Subscribe

  • Княгиня Ольга.

    Начало Продолжение Экс-президент Украины Пётр Порошенко на своей странице в ФБ 11 марта возмутился тем, что Всемирный экономический форум…

  • Княгиня Ольга.

    Начало Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, а история – Мудрою. Только два европейских государства могли в те годы…

  • Княгиня Ольга.

    ВЭФ (Всемирный экономический форум) ко дню 8 марта опубликовал список "Женщины в истории, сформировавшие мир". Ну, я не о том, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments