16 ...и отвесил Авраам Ефрону
серебра, сколько он объявил
вслух сынов Хетовых, четыреста
сиклей серебра, какое ходит у купцов.
17. И стало поле Ефроново, которое
при Махпеле, против Мамре, поле и
пещера, которая на нём, и все деревья,
которые на поле, во всех пределах
его вокруг,
18. владением Авраамовым пред
очами сынов Хета, всех входящих
во врата города его.
(Быт.23)
Праматерь Сарра скончалась в Кирьят-Арба в возрасте ста двадцати семи лет, и овдовевший Авраам « похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля Махпела, против Мамре, что ныне Хеврон…».
Слово Махпела (מכפלה) значит "двойное". Почему двойное, не понятно: то ли два ряда могил, то ли двухъярусная пещера, то ли три двойных могилы... Ведь там были похоронены и Авраам с Саррой, и Ицхак с Ривкой, и Яаков с Леей. Для иудеев это второе по святости место после Храмовой горы.
После подавления восстания Макавеев, разрушения Второго храма римлянами и принятия ими христианства, пещера принадлежала христианам. Они назвали ее «Место Святого Авраама» и воздвигли во дворе церковь с колоннадой.
В свидетельствах тех лет говорится о двух раздельных входах в гробницу: один – для христиан, другой – для евреев.
В VII столетии, после вторжения арабов на Святую землю, церковь превратили в мечеть. Еще через шесть столетий Святую землю завоевали крестоносцы и переименовали гробницу праотцев в крепость Святого Авраама. Знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы посетил гробницу в 1170 году и сделал такую запись: «Если придет туда еврей и даст стражнику деньги, тот откроет ему железные ворота, за которыми ступени ведут в две темные пещеры, расположенные одна за другой, и в третью, где есть шесть могил – Авраама, Ицхака, Яакова, Сарры, Ривки и Леи. Эти могилы расположены в два ряда, и на крышках каменных гробов вырезано: «Это – могилы Авраама, Ицхака, Яакова, Сарры, Ривки и Леи».
Потом здесь были мамлюки, крестоносцы, турки... Помещение, где молились евреи, было отделено от мусульманского, но оно сохранялось. Пока в 1967 году во время Шестидневной войны евреи не вернули себе гробницу праотца Авраама. Раньше всего израильские власти открыли вход в гробницу для всех молящихся. Но сегодня еврейские молящиеся могут посещать это место только под охраной солдат.
Тогдашний министр обороны Моше Даян велел проверить, есть ли на подземном этаже шесть каменных гробов. Он писал в книге "Жить с Библией":
«Первой спустилась ... Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и карандашные наброски увиденного. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х века, ниши и ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан. Более того на фотоснимках не было видно следов двери».
Сама Михаль позднее так описывала свои впечатления:
«В среду 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела.
…Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне…
Я вышла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его измерили, его диаметр равнялся 28 сантиметров. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать.
Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия – среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через этот проем и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и ее ступеньки упирались в заделанную стенку…
Я измерила шагами узкий коридор – он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 сантиметров. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад.
Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Измерила комнату шагами – шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.
Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться и подниматься…»
Спустя несколько лет, когда во время ремонта Гробницы праотцев меняли большие напольные плиты, несколько человек, включая профессионального археолога, спустились в подземный этаж.
С тех пор никаких археологических изысканий на этом месте не проводили. Ведь Авраам жил более 4000 лет назад, а шейхи, под управление которых была передана Махпела, запретили исследования.
Из исторических источников было известно, что каменное сооружене высотой 12 метров было построено царём Иродом (I век до н.э.) на фундаменте более ранней постройки, которую было принято относить к периоду Хасмонеев – II веку до н.э. Однако археологические раскопки здесь никогда не проводились, и первая небольшая группа исследователей спустилась в древнюю пещеру лишь в 1981 году. Они обнаружили там человеческие кости и фрагменты четырех глиняных сосудов – миски, чаши, кувшина и горшка. Артефакты передали в музей.
Но за минувшие 40 лет технологии, которыми пользуются археологи, значительно развились, пополнившись тонкими методами исследований, заимствованными из физики, химии, материаловедения и петрологии. И образцы сосудов из музея подвергли ряду анализов.
Результаты оказались удивительными. Возраст артефактов, как выяснилось, составляет примерно 2700 лет. Значит, посуда изготовлена в VIII веке до н.э. Удалось установить, что лишь два из четырех сосудов сделаны в самом Хевроне, тогда как материал двух других сосудов характерен для иерусалимской глиняной посуды того исторического периода. То есть, в эпоху Первого Храма пещера уже имела особую религиозную функцию, и ее посещали паломники из других географических мест. Остается открытым вопрос, кто, кроме упомянутых в древних рукописях еврейских патриархов, там мог быть похоронен.
Исследования продолжаются.