Вся страна - фронт
Весь народ - армия,
вся страна - фронт.
Давид Бен-Гурион
Слова, процитированные в эпиграфе, были сказаны в 1948 году, когда на второй день после провозглашения образования государства Израиль на него одновременно напали регулярные армии семи арабских государств ( а всего - 9 военныых формирований). И эти слова не потеряли актуальность до сегодняшнего дня.
Географические особенности Израиля - небольшая территория и вытянутость с севера на юг вдоль берега моря - не позволяют применять стратегию скифов в войне против персов или России против французской армии в 1812 году. Нет места для отступления и перегруппировки, в самом узком месте страну можно "перерезать" менее, чем за час. Поэтому в войнах (а их было уже 7 плюс две интифады и несколько антитеррористических операций за 71 год существования) Израиль вынужден наносить удары первым. Пользуясь этим, его враги и недоброжелатели постоянно представляют его агрессором. Но без этой "агрессивности" страны бы уже давно не было.
Бен-Гурион был прав, сказав, что вся страна - фронт. Во время обстрела из сектора Аза, с самого юга средиземноморского побережья, ракеты с радиусом действия около 60 км долетали до меня, а ведь я живу в центре.
Неудивительно, что ещё в год образования страны была создана Служба тыла, что-то подобное гражданской обороне в РФ, только в России она подчинена МЧС, а в Израиле это часть армии.
12 июня 2014 года трое мальчишек из Гуш Эциона были похищены и убиты террористами. После долгих поисков и погони тела мальчиков были найдены, а убийцы ликвидированы. Но расследование в бригаде Иудеи и Самарии, контролирующей порядок на этой территории, продолжалось еще много месяцев.
Командир бригады Ядай искал ответ на вопрос, как можно было предотвратить похищение. Расследование показало, что террористы угнали автомобиль марки Hyundai и пытались похитить израильских гражданских лиц больше часа. На одной из кольцевых развязок они проделали несколько кругов, да и вообще вели себя так, что это должно было вызвать подозрение. В разные службы поступали сигналы. Но не было единой системы, способной сопоставить все данные из разных источников и послать предупреждение силам безопасности. Ядай начал изучать разные технологии, которые позволили бы решить эту задачу. Тогда и родилась военная система, которая постоянно анализирует все данные в реальном времени.
В феврале 2017 года Ядай был повышен в звании до генерала и назначен командующим Службой тыла. Обладая опытом технологической революции в бригаде Иудеи и Самарии, он осознал потенциал Службы тыла и приступил к разработке реформ. «Информация валяется на полу, и вам просто нужно ее поднять», — сказал он своим офицерам, когда объяснял им идею командного пункта «Агамим». Тот же технологический информационный спрут, который развивался в последние годы в бригаде, может анализировать гигантские массивы информации по всей стране и предоставлять выводы в реальном времени, что позволит принимать быстрые решения на местах.
Звёздный час системы настал с началом распространения в Израиле короновируса. Данные Центрального Статистического бюро вносились в систему, и одним нажатием кнопки можно было понять, к примеру, где в Израиле находятся места наибольшей концентрации пожилого населения, которым нужна помощь продуктами и лекарствами. Служба тыла сосредоточилась на предоставлении помощи в Бней-Браке, Хуре, Дейр аль-Асаде и Бейт-Шемеше задолго до того, как минздрав объявил их центрами эпидемии.
Или, например, анализ информации о загруженности сетей мобильных телефонов в Бейтар-Илите позволил сделать вывод, какие автобусные маршруты здесь самые перегруженные и где возникает повышенная угроза заражения. Чтобы снизить интенсивность заражения, Служба тыла порекомендовала одни маршруты отменить, а на другие добавить дополнительные автобусы.
В течение полутора лет офицеры Службы тыла напряжённо работали, чтобы собрать жизненно важную информацию для чрезвычайных ситуаций и сосредоточить ее в оперативном штабе «Агамим». Никто не мог предположить, откуда придет новая опасность. Служба тыла имела дело с ракетами из Азы, с иранской угрозой, участвовала в спасательных операциях по всему миру, но пандемия коронавируса была полной неожиданностью.
Ядай стал придерживаться более широкого подхода во всем, что касалось помощи гражданскому населению. Он постоянно твердил подчиненным, что «наша ответственность выше наших полномочий». И вскоре его подразделения были направлены на помощь местным властям. Они добирались даже до бедуинских стойбищ в Негеве. Тысячи резервистов Службы тыла были мобилизованы для разъяснительной работы и других задач. «Вместо того, чтобы каждый раз спрашивать разрешения, я лучше потом попрошу прощения», — сказал как-то Ядай на закрытом форуме офицеров Службы тыла.
Успехом Службы тыла стало распределение 5,5 миллионов пайков среди населения. Она также разработала мобильное приложение, которое решает большинство проблем логистики. Более 150 тыс старшеклассников прошли 10-часовой курс спасателей. Даже 10 процентов от этого числа будет достаточно, чтобы помочь гражданскому населению во время землетрясения или войны.
Недавно генерал-майор Ядай передал командование своему преемнику, генерал-майору Ури Гордину. А сам он вступает в должность командующего Центральным военным округом. Ядай, безусловно, оставил после себя хорошо смазанную и работающую систему, готовую ко второй волне коронавируса, имеющую весь набор инструментов, которых раньше не было, чтобы помочь процессу принятия решений — даже в обстоятельствах, если во время эпидемии начнется война или антитеррористическая операция.
С этой целью были разработаны модели, которые включают анализ данных разведслужб армии на различных фронтах: типы ракет, их дальность, плотность размещения и другие данные, указывающие на районы, которые могут подвергнуться обстрелам с территории Ливана или Сирии, и как их защищать. Еще одна модель, успешно опробованная в Тель-Авиве, поможет в случае войны организовать работу детсадов и школ в защищенных помещениях. Модель оперативного штаба «Агамим» анализирует систему образования города и направляет учащихся в школы и детсады по месту жительства, где есть безопасные помещения. Каждый гражданин получит сообщение о том, что он должен делать и куда идти в случае опасности.
«Агамим» эффективен и в случае масштабных пожаров: собирая информацию о районах распространения огня, направлении и силе ветра, направлении распространения огня и ближайших к центрам возгорания зданиях и сооружениях, система поможет принять правильные решения об эвакуации населения и распределении противопожарных сил.
Командующий Службы тыла совершил технологическую революцию, которая была бы незаметна, если бы не эпидемия коронавируса.