Если бы отвечать одним словом
на вопрос: что делается в России,
то пришлось бы сказать: крадут.
(П.А.Вяземский)
Всем известно, что первый самолёт построил Можайский, радио изобрёл Попов, а паровоз - братья Черепановы. О братьях Райт, Маркони и Стефенсоне не вспоминают - это "мове тон" , а по-современному - русофобия. Ну, а если уж никак не удаётся доказать, что Россия - родина слонов, то русскими назначаются Шмидт, Пржевальский, Айвазовский, Багратион...
Есть в России концерн "Калашников", названный именем знаменитого оружейного конструктора (7 классов сельской школы, доктор технических наук, академик, кавалер бессчётного количества орденов и званий, сержант во время ВОВ, в 1956 - лейтенант, в 1966 - майор, в 1976 - подпоковник, в 1978 - полковник, в 1994 - генерал-майор, в 1999 - генерал-лейтенант. Нартов, Левша и Журавский в одном флаконе... Но если кто-то из вас вспомнит о Шмайсере, автомат которого уж очень похож на АК-47, но появился раньше, то он автоматически попадёт в разряд русофобов).
Свято храня традиции и духовные скрепы, концерн 21 мая торжественно сообщил о своей новейшей разработке: новое универсальное беспилотное воздушное судно конвертоплан ZALA 421-16EV. Сообщение нафаршировано словами "уникальный", "последние научно-технические разработки компании", "очень надёжный", "успешно проявил себя", "безграничные возможности", "предоставляет огромный потенциал". А в конце без ложной скромности сообщается, что "сочетание уникальных преимуществ беспилотного воздушного судна как вертолетного, так и самолетного типа, делает БВС ZALA 421-16EV представителем новой эры в развитии беспилотной авиационной техники".
Конечно, неспециалисту трудно оценить степень правдивости сообщения. И редакция сайта NEWSru.co.il обратилась с просьбой прокомментировать утверждения об уникальности этой разработки к российскому эксперту в области беспилотной летательной техники Денису Федутинову. Вот что он сказал.
Полет фантазии, направленный на преувеличенное представление достоинств своих разработок бывает нередко присущ pr-службам и ZALA. Здесь, пожалуй, один из ярких примеров. ... новый БПЛА ZALA 421-16EV именуется конвертопланом, хотя он таковым не является. Конвертопланы для обеспечения режимов вертикального взлета-посадки и горизонтального полета имеют поворачиваемые двигатели, или движители, что осложняет конструкцию и систему управления летательного аппарата. Для упрощения и удешевления системы несколько лет назад было предложено создавать гибриды БПЛА самолетного типа и мультикоптера. При этом взлет и посадка производятся вертикально за счет нескольких винтов, вращаемых электродвигателями, а крейсерский полет – за счет тянущего или толкающего винта, приводимого в движение другим двигателем – электрическим или внутреннего сгорания. Это техническое решение за счет своей простоты оказалось достаточно удачным и востребованным рынком, что привело к появлению множества БПЛА, использующих данный принцип. Настолько много, что даже такие аппараты уже несколько лет как предлагаются компаниями, отпочковавшимися от ZALA. Это, к слову, по поводу "уникальности". Ну, а "вишенкой на торте" является то, что сам БПЛА самолетного типа ZALA 421-16, лежащий в основе новой разработки, имеет "брата-близнеца" в Израиле. Правда БПЛА Orbiter был создан компанией Aeronautics на несколько лет раньше российского беспилотника.Нет, концерн "Калашников" никто не сможет обвинить в русофобии: он достойно носит своё имя, свято хранит традиции и бережёт духовные скрепы.