У каждого короля своя корона. И у каждой страны свой короновирус. Точнее, не сам вирус, а особенности эпидемии.
Международные организации помещают Израиль на передовые позиции по эффективности борьбы с короновирусом. И, если посмотреть в корень по совету Козьмы Пруткова, это совсем не потому, что евреи самые умные или у них медицина на недосягаемой высоте.
Уже много лет во главе страны стоит человек, который является непревзойдённым мастером по уклонению от политических ударов. Если бы он был боксёром, он, наверное, стал бы чемпионом мира - конечно, если победил бы Путина. Мощной подпоркой его стремления любой ценой усидеть в тёплом кресле являются религиозные партии. Они поддерживают что угодно, лишь бы государство выделяло щедрой рукой деньги на их существование, что премьер-министр, прекрасно понимая их устремления, неукоснительно выполняет.
Кого-то из представителей ультрарелигиозных приходится назначать на министерские посты. И в момент возникновения эпидемии два министерства, на которые ложится основная ответственность за борьбу с ней, - Минздрав и Внутренних дел - оказались в их руках.
Слева - Министр здравоохранения Яаков Лицман, возглавляющий министерство уже 11 лет. До этого он занимался вопросами труда, финансами. В медицине понимает примерно столько, сколько я в ядерной физике или римском праве. За время его правления отрасль пришла в плачевное состояние - нехватка врачей, койко-мест, и.т.п. Уже не один год об этом пишут и говорят, но лояльный министр для премьера важнее. К моменту начала эпидемии оказалось, что в стране острая нехватка необходимых реагентов для анализов, аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), масок и защитных костюмов для персонала больниц, помещений для карантина инфицированных... Но министр имеет свою точку зрения на происходящее: он заявил, что эпидемия коронавируса — "божья кара за гомосексуализм". 2 апреля коронавирус был выявлен у него и у его супруги.
Справа - Министр внутренних дел Арье Дери, отбывший срок по криминальной статье и после этого ставший главным ментом страны. Наверное, настолько успешно воспитательное воздействие израильской службы исполнения наказаний. Он неоднократно выступал в защиту "ультриков", регулярно собирающихся толпами на молитвы и швыряющих камни и яйца в разгоняющих их полицейских, протестовал против закрытия на карантин городов и районов с религиозным населением, на долю которых приходится около половины всех инфицированных людей (Бней-Брак, Иерусалим и др.), против закрытия на карантин религиозных учебных заведений (ешив). Ещё недавно Дери рьяно боролся с прибывающими в Израиль ашкеназами (европейскими евреями), но несколько дней назад спокойно разрешил разъехаться без проверки по домам пассажирам, прилетевшим из самой инфицированной страны - США.
Вспоминается вопрос из фильма "Чапаев": куды бедному крестьянину податься? Неужели страна должна заплатить огромным количеством жизней за то, чтобы подпорки премьерского кресла не затрещали?
И на сцену вышли те, кто уже не раз спасал страну - военные. Политическая разведка (Мосад) попыталась купить кое-что необходимое в Китае, но оказалось, что эмиссары из арабских стран приезжают туда с мешками наличных денег и скупают все средства борьбы с эпидемией. Прорваться сквозь это нашествие не смог даже всемогущий Мосад. Но он прорвался в другом месте, и вскоре из какой-то (секретно!) арабской страны стали прилетать самолёты. Прибыло 11 грузовых самолетов с деятками тонн медицинского оборудования: несколько миллионов защитных масок, пластиковых очков и комбинезонов для медперсонала, 160 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), сотни тысяч наборов для проведения тестов на коронавирус.
Контрразведка Шабак представила полиции свою технологию для слежения за перемещениями инфицированных и больных, чтобы выяснять их контакты и устанавливать людей, которых необходимо проверять. Это вызвало яростный вой правозащитников, для которых своя конфиденциальность дороже чужих жизней.
А тем временем ускоренными темпами идёт сборка ИВЛ на двух производственных линиях. Одно из предприятий концерна "Авиационная промышленность" Израиля ("Таасия авирит"), в обычные времена занимающееся производством ракет и спутников, было спешно адаптировано для выпуска аппаратов искусственной вентиляции легких, и через две недели были выпущены первые 30 аппаратов. Еженедельно выпускаются десятки аппаратов. Поставлена задача - обеспечить систему здравоохранения 7000 систем для тяжелобольных. В министерстве обороны, где инициировали этот проект, отметили, что выпускаемые в Израиле аппараты относятся к продвинутому типу, приводятся в движение с помощью турбины, у них небольшой вес, они соответствуют всем самым строгим требованиям и медицинским стандартам. "Наши производственные линии были переоборудованы в рекордные сроки, мы закупили недостающие элементы и напечатали необходимое на трехмерных принтерах."
С армейских складов извлекли какие-то элементы противогазов, сейчас они используются в производстве аппаратов ИВЛ.
Медперсонал надо защищать особенно тщательно; я уже писал выше, что под мудрым руководством Лицмана в Израиле возник дефицит врачей. А тут ещё эпидемия...
И вот широко известный всему миру оборонный концерн "Рафаэль" передал в Минздрав некие "коробочки", в которых находятся ультрафиолетовые излучатели, используемые для дезинфекции мелких предметов. После осмотра пациента врач помещает для дезинфекции все, к чему он прикасался — свой телефон, кошелек, нагрудную табличку с именем — в УФ-коробку.
Система управления, базирующаяся на армейской технологии «дигитальных наземных сил», была преобразована так, чтобы ей мог пользоваться медперсонал. Например, с помощью сложных алгоритмов удалось преобразовать тепловые датчики для ракет в датчики для измерения температуры больных.
Технологии, используемые концерном оборонной промышленности «Эльбит», были за 10 дней переориентированы на нужды медицины.
«Речь идет о системе, которая дает нам возможность работать, оставаясь под защитой. Одним нажатием кнопки она направляет вас к больным, вы узнаете, где и какая медицинская помощь необходима, будь то реанимационные мероприятия или анестезия; при этом вы остаетесь в защитном снаряжении» - сказал врач Орен Каспи. Она также обеспечивает связь между бригадами медиков, слежение за состоянием пациентов, осуществляет поиск медперсонала и медицинских данных. И кроме того — эффективную диагностическую сортировку в приемном отделении. Система была введена в действие в коронавирусном отделении больницы «Рамбам». В настоящее время в «Рамбам» строится подземная больница площадью 20 тысяч кв.м, и там эта система будет работать постоянно.
Йоси Коэн, технический директор «Эльбит», говорит, что компания занята переоборудованием радиолокационных устройств, обычно используемых для автономных транспортных средств.
Эта система состоит из трех компонентов: кресла с крошечными радарными датчиками на спинке, электрооптических датчиков, расположенных в двух метрах от кресла, и монитора, показывающего информацию, необходимую медикам для принятия решения о дальнейшем лечении.
Пациент с подозрением на заражение коронавирусом в течение 60 секунд сидит в кресле, а тем временем врач, находясь на безопасном расстоянии в несколько метров, наблюдает за монитором. Это даёт возможность получать данные, не подходя слишком близко к пациенту, и нет необходимости перемещать оборудование от пациента к пациенту. «Перед нами открылся новый мир», — говорит врач-интерн Шая.
Армия направила тысячи солдат срочной службы в помощь полиции. Она предлагала передать имеющиеся у неё тысячи комплектов защитного снаряжения для медицинского персонала, но министерство здравоохранения не позволяет передать их медикам и блокирует другие разработки и исследования, сказал доктор Зеэв Зонис, зав. отделением одной из больниц.
Раньше СМИ сообщали, что армия просила правительство сделать её главной структурой по борьбе с эпидемией, но предложение не было принято - уж очень некрасиво выглядел бы Лицман, один из столпов благополучия премьер-министра.
По материалам израильских СМИ.