
14 нисана 1312 года до н.э. (или 2448 года от сотворения мира) отмечается день рождения еврейского народа. Слово "пасха" - это искажённое слово "песах", что переводится с иврита как "пройти мимо, миновать, пропустить". От него произошли слова пас, пассаж, пассивность, спасовать. Ангел смерти миновал перед исходом помеченные заранее дома евреев, когда обрушил на египтян последнюю десятую казнь- смерть всех первенцев.
Когда это было? Историки соглашаются, что исход из Египта произошёл между временами правления фараонов Яхмоса I (1550 - 1525 гг до н.э.) и Сетнахта (1189 и 1186 гг до н.э.), то есть промежуток составляет около 400 лет. Еврейская датировка, изложенная в "Тшувот агеоним" "Архавей" 45, а также в комментарии Раши к "Авода Зара" (9.а), находится примерно в середине этого периода. Но ведь религия отличает прямой смысл сказанного в священном источнике - "пшат", от его истолкования - "драш". И буквальное понимание Торы, просто как пересказ исторических событий, - это самое примитивное её восприятие.
Если отнестись к 2448 году как историческому, то выяснится, что 21 нисана (когда расступились воды Красного моря) пришлось на равноденствие. Равноденствие же является большим праздником всех солнцепоклонников, которыми, как известно, были египтяне. Последний праздничный день Песаха был таким же победоносным как и первый: 21 нисана был дополнительный (к 14 нисану) день суда над египетскими богами ("и над богами египетскими произведу суд").Значит, 21 нисана Всевышний не просто потопил египетскую конницу, но и надругался над ее главнокомандующим - Атоном, подобно тому, как 14 нисана Он надругался над Амоном (праздник которого был 15 нисана, когда зодиак Овна находился в зените).

Между тем, 10 нисана пришлось в том году вовсе не на субботу, а на четверг!
Однако все становится на свои места, если принять во внимание, что в той же Гемаре обсуждается возможность того, что год исхода был объявлен високосным годом!
В еврейском календаре високосный год устанавливается по четкому алгоритму: 19-летний Метонов цикл содержит 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 - високосных по 13 месяцев, порядок которых внутри цикла строго фиксирован. Но дело в том, что этим циклом еврейская традиция стала пользоваться только через несколько столетий после разрушения Храма.
До той же поры високосные года определялись не календарным алгоритмом, а эмпирически-визуально. В древности никто заранее не знал, как наречется следующий месяц - Адар или Нисан. Это зависело от целого ряда климатических условий.
Так, комментируя заповедь Торы "соблюдай месяц Авив" (Дварим 16:1), Раши со ссылкой на Сангедрин (11.б) пишет: "До его наступления наблюдай, чтобы он был хорош для колошения, чтобы принести в этот месяц хлебное приношение омера; в противном же случае, прибавь к году". Имеется в виду, прибавь в этом уходящем году 13-ый месяц Адар.
Но это значит, что пасхальным в 2448 году был не тот месяц, который указывает электронный календарь (нисан), а следующий за ним - ияр, а 10 ияра того года, согласно календарю, пришлось как раз на субботу.
Это указывает на то, что отношение к 2448 году как к историческому вполне оправдано.