?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

По дороге в Хиросиму. 3

February 10th, 2020 (07:38 pm)


Начало 1 , 2

Британская военная разведка сообщила, что несмотря на проведенную диверсию и даже на последующие бомбардировки союзников, завод в Веморке восстановлен. Инженеры «ИГ Фарбен» в великой спешке отремонтировали его, на завод было доставлено все необходимое для замены поврежденного взрывами оборудования, объемы производства тяжелой воды еще и повысились по сравнению с прежними. А в феврале 1944 года от норвежского Сопротивления поступили сведения о том, что весь наличный запас тяжелой воды будет в скором времени вывезен в Германию.

Гейзенбергу недоставало 1 тонны тяжёлой воды. А завод в Веморке теперь усиленно охранялся, так же, как и железная дорога. Оставалось только озеро Тинишё между заводом и железной дорогой, ведущей к побережью. Тяжёлую воду надо было погрузить на паром "Гидро" и переправить к железной дороге. Если удасться утопить паром на глубоком месте озера, достать груз с такой глубины - 400 м - будет невозможно; но паромом пользовались гражданские люди...

Да, это был тот самый случай, когда командир должен взять на себя страшную ответственность: послать на  смерть людей, чтобы спасти других. Правда, в данном случае речь шла, возможно, об исходе всей войны: Гитлер не задумываясь, применил бы атомную бомбу в случае необходимости, но норвежские диверсанты не знали, от чего они должны были спасти мир.

Операция была поручена лейтенанту Кнуту Хаукелиду, который оставался в Норвегии после первой операции. Он оказался в трудном положении и запросил центр:

…СОМНЕВАЕМСЯ ЧТО РЕЗУЛЬТАТ ОПЕРАЦИИ СТОИТ ТАКИХ ЖЕРТВ ТОЧКА НЕ МОЖЕМ РЕШИТЬ НАСКОЛЬКО ВАЖНА ОПЕРАЦИЯ ТОЧКА ПРОСИМ ОТВЕТИТЬ ЕСЛИ ВОЗМОЖНО ЭТИМ ЖЕ ВЕЧЕРОМ ТОЧКА

Но в центре были осведомлены лучше. И пришёл ответ:
ВОПРОС БЫЛ РАССМОТРЕН ВСЕСТОРОННЕ ТОЧКА СЧИТАЕМ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНЫМ ТОЧКА НАДЕЕМСЯ ЭТО УДАСТСЯ СДЕЛАТЬ БЕЗ СЛИШКОМ СТРАШНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТОЧКА ЖЕЛАЕМ УСПЕХА ТОЧКА С ПРИВЕТСТВИЯМИ
Самое большее, чего смог добиться Хаукелид: он условился с инженером-транспортником из Веморка, что груз отправят 20-го в воскресенье, когда пассажиров на пароме будет меньше обычного.

В субботу, поздно ночью, Хаукелид и с ним еще двое местных жителей пришли к стоявшему на якоре парому. На борт им удалось подняться без труда, однако, когда они начали выбирать под палубой места для закладки зарядов, их заметил ночной часовой, молодой норвежец. Впрочем, одного из спутников Хаукелида он хорошо знал  и, когда диверсанты рассказали ему выдуманную для прикрытия историю — о том, что Хаукелид и второй местный житель, Рольф Сорли, вынуждены скрываться от немцев и ищут место, в котором они могут спрятать свои пожитки, — лишь покивал в знак согласия.

Пока двое давних знакомцев стояли, беседуя, на палубе, Хаукелид и Сорли устанавливали заряды — под носовой палубой, так, чтобы после взрыва паром зарылся носом в воду, поднял ставший бесполезным винт в воздух и черпанул побольше воды, которая заставит его быстро затонуть. Все было сделано в течение получаса.

"Прощаясь с часовым, я не вполне понимал, как мне поступить… я вспомнил об участи двух норвежских охранников Веморка, которых немцы отправили после нашего нападения в концентрационный лагерь. Мне не хотелось отдавать немцам еще одного норвежца. Однако, если часовой скроется, это может на следующее утро возбудить их подозрения.  И я ограничился тем, что пожал часовому руку и поблагодарил его, чем он был явно озадачен."

Паром, конечно, отошёл точно по расписанию, и взрыв раздался в 10.45 утра, когда глубина под паромом была максимальная - 400м. Всего на борту находилось пятьдесят три человека. Большая часть немецких охранников сумела вовремя покинуть тонущий паром, и в итоге многим гржданским места в спасательных шлюпках просто не хватило. Около десятка пассажиров оказались запертыми внутри парома.

Конечно, у Гейзенберг уже не было возможности получить нужное количество тяжёлой воды - на восточном фронте шло наступление Красной Армии, время было безвозвратно потеряно.

В Рюкане есть музей, часть экспозиции которого рассказывает о героическом норвежском сопротивлении во время войны. Там есть памятный камень, на котором высечены имена героев, не давших фашистам создать атомную бомбу.

И.Роннеберг
Й. Поулссон
К.Хаугланд
К.Хаукелид
К. Хельберг
К. Идланд,
Ф. Кайзер,
А. Кьелструп
Э. Скиннарланд
Г. Сторхауг
Б. Стремшейм