holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ". И СТАЛ СВЕТ. 6


Начало. 1
Продолжение. 2
Продолжение. 3
Продолжение. 4
Продолжение. 5


В небесах Индры, как рассказывают,
есть жемчужная сеть, и жемчужины
эти расположены таким образом, что
посмотрев на одну из них, узришь в
отражении на ее поверхности все
остальные. Точно так же любой предмет
в этом мире не просто является самим
собой, но и оказывается связанным с
любым другим предметом и воистину
является всем остальным миром.
Во всякой пылинке  - бесчисленное
множество Будд".
                              Сэр Чарльз Элиот

Итак, бутстрап, как и все научные теории и постулированные в них "законы природы", характеризуется ограниченностью и приблизительностью. В конечном итоге, все явления оказываются связанными друг с другом, и поэтому для объяснения одного из них нам нужно понимать сущность всех остальных явлений, что, понятно, не представляется возможным. Если нас удовлетворяет ограниченное "понимание" природы, мы можем удовольствоваться описанием только небольшой группы явлений, не обращая внимания на те явления, которые не относятся к последней. Благодаря этому нам удается достигнуть ограниченного понимания отдельных аспектов мироздания, избежав необходимости постигать все. В этом и заключается принципиальная особенность научного метода: все научные модели и теории представляют собой лишь приближения к истинному положению дел.

И именно это имел в виду Вернр Гейзенберг, когда в 1927 году ввёл принцип неопределённости, названный его именем и ставший основой квантовой механики. Принцип гласит, что чем точнее измеряется одна характеристика частицы, тем менее точно можно измерить вторую.

Вот, скажем, полицейский останавливает машину, за рулём которой сидит физик.
- Мистер, вы знаете, с какой скоростью вы ехали?
- Нет. Но я точно знаю, где я нахожусь.

Физики занимаются тем, что последовательно разрабатывают отдельные частные и приблизительные теории, каждая из которых является более точной, чем предыдущая. Тем не менее, ни одна из этих теорий не может претендовать на роль истины в последней инстанции. Все постулированные в них "законы природы" не являются абсолютными и будут со временем заменены более точными формулировками. Со временем все они получат свое объяснение после того, как эта ограниченность будет преодолена. Таким образом, эту идеальную ситуацию, когда теория не будет содержать никаких необъясненных явлений, можно лишь постоянно приближать, но она никогда не будет достигнута. Об этом говорил ещё Гегель: к абсолютной истине можно только непрерывно приближаться, но достичь её невозможно.

2,5 тысячи лет назад были зафиксированы представления даосских философов. Согласно восточным представлениям, как и положениям современной физики, все находящееся в этом мире связано со всем остальным, и ни одна часть Вселенной не является более фундаментальной, чем другая. Свойства одной из частей определяются не неким фундаментальным законом, а свойствами всех остальных частей. Отсюда вытекает невозможность дать полное, исчерпывающее объяснение каждому явлению, Физики довольствуются приблизительным пониманием природы. Восточных мистиков такое приблизительное понимание не привлекает вовсе, они стремятся к "абсолютному" знанию, сводящемуся к постижению жизни в ее целостности. Они считают, что объяснение чего-либо, в конечном счете, равносильно описанию связей этой части со всем остальным миром. Так как это невозможно, восточные мистики полагают, что ни одно явление, взятое само по себе, отдельно от других, не может быть объяснено.

"Все вещи по своей фундаментальной природе не могут быть названы или объяснены. Они не могут получить адекватное выражение при помощи форм языка" (Ашвагхоша).

Поэтому Будда отвечал на все вопросы о смысле жизни, происхождении мира и о сущности нирваны "благородным молчанием".

Основные школы восточной философии сходятся с философией бутстрапа в том, что Вселенная представляет собой неразрывное целое, части которого переплетаются и сливаются друг с другом, и ни одна из них не является более фундаментальной, чем другие, так, что свойства одной части определяются свойствами всех остальных частей. В этом смысле можно говорить о том, что каждая часть мироздания "содержит" в себе все остальные части, и осознание всеобщей слитности и нераздельности мироздания представляет собой одну из важнейших характеристик мировосприятия.

"Ничто ... в действительности не является конечным; это основано на чувстве всего в каждом, и каждого-во всем" ( Шри Ауробиндо).

Ну, а дальше мы входим в область знания, о которой нам говорили в институте: "Не пытайтесь представлять это наглядно, чтобы не сойти с ума". То же говорят и буддисты: понятие взаимопроникновения не может быть осознано при помощи рассудка и должно восприниматься просветленным сознанием в состоянии медитации.

Взгляд на адроны (общее название для протонов и нейтронов), характерный для теории бутстрапа, часто описывают при помощи весьма двусмысленной фразы: "Каждая частица содержит в себе все остальные частицы". Но не следует делать из этого вывод, что каждый адрон действительно содержит внутри себя все остальные адроны как это понимает классическая, статическая механика. Адроны не столько содержат, сколько "затрагивают" друг друга в динамическом, вероятностном понимании: каждый адрон является потенциальным "связанным состоянием" всевозможных состояний частиц, в результате взаимодействия которых может образоваться конкретный адрон.

То есть понятие "состояние отдельной частицы" умерло за бессмысленностью. Более осмысленно "состояние ансамбля (группы) частиц"; но смысл вообще имеет только "состояние всей Вселенной". При этом "группа частиц" делится на части лишь условно, независимых частей в ней нет.

В этом смысле все адроны представляют собой сложные структуры, состоящие, опять же, из адронов, причем ни один из них не может быть признан более фундаментальным, чем все остальные. Силы притяжения, при помощи которых образуются такие структуры, проявляются в форме обменов частицами, причем частицы, принимающие участие в обменных процессах, тоже оказываются адронами.

Таким образом, каждый адрон может выступать в трех различных амплуа: быть сложной структурой, входить в состав другого адрона в участвовать в обмене между компонентами вещества. Каждая частица принимает самое активное участие в существовании других частиц, каждая частица участвует в порождении других частиц, которые, в свою очередь, порождают ее. Так порождает сам себя весь набор адронов; он как бы стягивает воедино самого себя, при помощи обратных связей (первичное значение английского слова "bootstrap" - обратная связь").

Основное положение бутстрапфилософии сводится к тому, что механизм бутстрапа может функционировать только одним определенным образом и никак иначе. Другими словами, существует лишь один потенциально возможный набор адронов, а именно тот, с которым мы имеем дело в действительности.

Да-а-а... И как же вы, господа физики дошли до жизни такой? Едва ли можно зрительно представить, что каждая отдельная частица может содержать внутри себя все остальные частицы и одновременно быть составной частью каждой из них. Как это ни странно, буддизм по этому вопросу придерживается точно такого же мнения:

"Когда одно противопоставляется всем остальным, оно воспринимается как нечто пронизывающее их всех до одного и, в то же время, содержащее их всех".

                                                      В песчинке целый мир найти,
                                                      И небеса - в цветке лесном.
                                                      В ладони космос уместить,
                                                      И век - в мгновении одном.
                                                                                      Вильям Блэйк

"Каждая частица материи должна пониматься как сад, наполненный растениями, или как пруд, полный рыбы. Однако каждая ветвь растения, каждый член тела животного, каждая капля его жидкостей тоже представляет собой точно такой же сад и точно такой же npyд" (Лейбниц).

Бутстрап-теория далека от своего завершения, и сложности, связанные с ее формированием, довольно значительны. Процесс её дальнейшего развития может затронуть и наши представления о пространстве-времени, а может быть даже о человеческом сознании.

"Доведенная до своего логического завершения, гипотеза бутстрапа предусматривает, что существование сознания, наряду с существованием всех остальных аспектов природы, необходимо для самосогласованности целого" (Джеффри Чу)

Этот подход тоже прекрасно сочетается со взглядами буддистов, которые всегда рассматривают сознание как неотъемлемую часть Вселенной. По восточным представлениям, люди, как и все остальные формы жизни, представляют собой лишь составные части неделимого органического целого. Поэтому из их способности познавать следует вывод о том, что целое тоже способно познавать; в нас постоянно подтверждается способность Вселенной порождать формы, через посредство которых она познает самое себя.

"Невозможно последовательно сформулировать законы (квантовой теории), не принимая в расчет сознание" (Юджин Вигнер).

Ну, и куда же мы идём и куда заворачиваем? Мы можем представить себе сеть будущих теорий, охватывающих все большее количество явлений природы со все возрастающей точностью; сеть, которая будет содержать все меньше и меньше необъясненных характеристик . Однажды будет достигнута точка, где только необъясненные особенности этой сети теорий окажутся теми элементами, которые образуют рамки науки. За пределами этой точки теория не будет более способна выразить свои результаты словами или какими-либо рациональными понятиями и, таким образом, выйдет за пределы науки. Вместо бутстрапной ТЕОРИИ природы она превратится в бутстрапное ВИДЕНИЕ природы, выходящее за пределы границ мысли и языка и ведущее из науки в мир АЧИНТЬИ, немыслимого. Познание, содержащееся в таком видении, будет полным, но его невозможно будет выразить словами.
Tags: бутстрап
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments