себя жителей этой земли,
то оставшиеся из них
будут тернами для глаз
ваших и иглами для боков
ваших, и будут теснить
вас на земле, в которой
вы будете жить.
(Числа, 33:55)
Наблюдая за потугами президента Украины остановить войну путём переговоров, я попытался найти в истории хотя бы один случай, когда такая попытка принесла успех. Самые древние записи, дошедшие до нас - шумерские - даже не содержат упоминания о подобных попытках. Что это, жесткость и отсуствие гуманизма? Не похоже, потому что 4600 лет назад шумерским царём Урукагиной уже были записаны законы, утверждающие справедливость и равенство, и это за 4400 лет до французской революции 1789 года.
А в более поздние времена, подробно описанные в Книге книг - Танахе?
Самый известный пример – это, конечно, книга Йехошуа бин Нуна. В ней однозначно высказывается требование изгнать или уничтожить всех филистимлян, средиземноморский народ, практиковавший человеческие жертвоприношения – в противном случае Израилю обещаны от них всевозможные бедствия.
Столетиями позже, во времена, предшествующие началу правления царя Давида, был предложен интересный способ сведения счетов с врагами: поединок один на один. Именно в таком поединке Давид сразил филистимлянского воина Голиафа с помощью пращи. Это чтобы не проливать лишней крови, а решить исход войны в поединке двух воинов из разных станов. Здесь усматривается попытка уменьшить число потерь с обеих сторон, но о прекращении войны речь не идёт.
Ифтах из Гилаада, знаменитый первосвященник эпохи Судей, пошел еще дальше: перед битвой с теми же филистимлянами он пытался решить исход дела миром, отправив филистимлянскому царю несколько писем. Однако на предложение мира последовал отказ, и война все равно началась.
Другая легендарная история, воплощенная на полотнах многих живописцев, повествует о еврейке Йехудит и вражеском полководце Олоферне. Молодая женщина, чей родной город осадили ассирийцы, отправилась в стан Олоферна. Там она очаровала и опоила полководца, отрубила ему голову его же мечом и принесла в свой город. Голову вывесили на крепостных воротах и, увидев это, ассирийцы в ужасе бежали. Переговоров и в этом случае не было.
Подобный поступок совершила другая храбрая еврейка – Яэль. Она тоже опоила военачальника ханаанского царя Сисару, а когда он уснул, взяла кол от шатра и молотком вогнала прямо в висок спящего врага с такой силой, что пригвоздила его к земле. После этого неприятельское войско разбежалось. Война прекратилась, но не в результате переговоров.
Упоминаются всё же немногочисленные попытки договориться с врагом, но все они оказывались безуспешными.
Авшалом, сын царя Давида, поднял восстание против отца, но был прощен им и вернулся во дворец. Несмотря на это, переждав какое-то время, он снова поднял восстание. Когда исход битвы уже решался в пользу Давида, царь и на сей раз приказал пощадить мятежного сына, но тот после разгрома его отряда пустился в бегство и люди Давида убили его.
Похожая история связана с другим сыном Давида, Адонией – он тоже собирался свергнуть отца, чтобы занять трон и убить Шломо (Соломона), наследника и своего единокровного брата. Когда в Иерусалиме Шломо был помазан на царство, народ признал его, и Адония понял, что его дело проиграно; он нашел убежище в храме, где его нельзя было убить. Шломо простил брата, но после смерти Давида Адония, не оставляя надежды занять трон, сделал попытку жениться на наложнице Давида, чтобы укрепить свои права на корону. Шломо расценил это, как попытку мятежа, и Адония был казнен.
Дкмаю, что и в новой истории вы вряд ли найдёте случай удавшейся попытки остановить войну путём переговоров с врагом. Но в сериалах всё возможно, это же не школа.