holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

„Если факты противоречат моей теории — тем хуже для фактов.“ (Гегель)



      Исследователь обычно выбирает
      те факты, которые поддерживают
      его исследование, и удобно
      забывает те, которые противоречат
      ей.
                                   (Дастин Харп)


Я прочитал пост Дураков по росту строят , автор - "необычный историк искусства" Шакко. Почему она выбрала такое название для статьи, не берусь судить, потому что пишет она не о дураках, а об истории развития группового портрета. Может быть, есть такая пословица, которую я не знаю.

Правда, иллюстрации, использованные в тексте,  не всегда являются групповыми портретами, иногда это группа людей без претензии на портретное сходство, но иллюстрирующие идею автора статьи.

Лучше всего прочитать текст, пройдя по ссылке выше, но, если кому-то не хочется, то вкратце идея состоит в том, что в групповом портрете (цитирую) "неистребим древний принцип выстраивания голов в одну линию. Термин -- "изокефалия" (однокоренное со словом "кефаль" - "головастая рыба"). Он связан с проблемой расположить большую кучу людей в нормальную композицию. Проблему проще решать "по линейке", и так было всегда." Но потом произошёл прорыв, совершённый Рембрандтом в картине "Ночной дозор", и настоящие художники оказались от идеи изокефалии. К настоящим не относится Герасимов, картина которого и натолкнула Шакко на пост о групповом портрете. Да, в этом я с автором согласен, я тоже отношусь к тем, кто "низвергал  Герасимова" по выражению Евтушенко.

Одна из иллюстаций относится к древнему Египту. Вот эта.

Это роспись гробницы Рамоза, эпоха Аменхотепа IV, мужа легендарной Нефертити, более известного под именем Эхнатона. Кстати, это не групповой портрет, а изображение погребальной церемонии. Так что, древние египтяне ещё не "доросли" до отказа от изокефалии? И "неистребим древний принцип выстраивания голов в одну линию"? Да нет, вот вам талантливое произведение искусства той же эпохи, XIV век до н.э.,  "Плакальщики".

Потрясает, с каким ощущением красоты, с каким совершенством передан ритм прямых и изогнутых рук. Но сейчас речь о том, что тут ни о какой изокефалии речь идти не может, так же, как и о художественном "недоразвитии" создателя этого рельефа. Эту работу выполнил Мастер. И как это могло ускользнуть от историка искусства? Тем более, чтобы посмотреть на рельеф, не надо ехать в Белин, Париж или Нью-Йорк, он хранится в центре Москвы, в музее им. Пушкина.

С портретным сходством у египтян было не слишком хорошо. Фараон мог стереть надписть  на чужой скульптуре и выдать её за своё изображение. Но я думаю, что не от недостатка мастерства скульптора, а оттого, что перед творцом стояла другая задача: он создавал не портрет, о образ божественного фараона, и поэтому просто обязан был  его идеализировать. Ну, так же, как идеализировали в СССР  генеральных секретарей и членов политбюро.

        Восстановленный по черепу облик                         Изображение Ахнасенамон
        Ахнасенамон, жены Тутанхамона

Эпоху древних греков историк искусства небрежно отбрасывает, снова плавно перейдя к теме портретного сходства, и сразу обращает внимание читателя на римлян.

Римляне оставили человечеству достижения в юриспруденции, принципах государственного устройства, строительной технике, инфрастуктуре, военном деле и многом другом. Но они "в долю не канали" древним грекам, тончайшим ценителям красоты и вкуса,  в художественном плане. Если вас смущают римские имена Аполлона Бельведерского или Венеры Милосской, то учтите, что их создали греки. Римляне так и не добрались до пропорций золотого сечения, и лучшие образцы их скульптур - это копии греческих, часто в другом материале.

Приглядитесь к росписям греческих ваз. Выстраивали ли греки фигуры "по линеечке"? Нет, они этим не болели. Конечно, на ионическом фризе Парфенона  иногда это имеет место, но там стояла задача изобразить длинную процессию людей, пришедших отдать дань Афине, и служило средством  воплощения замысла художника.

Попробуем вспомнить, что оставили нам римляне в архитектуре? Самое известное - это Колизей и Пантеон. Это грандиозные постройки, выделяющиеся строительными достижениями, но даже отдалённо не идущие ни в какое сравнение с архитектурной философской глубиной Парфенона или Эрехтейона.

Но не надо думать, что они были такими уж тупыми прагматиками. Вот 1-й век, роспись виллы мистерий в Помпеях, Римская империя.

Проведите линию по головам людей на левой иллюстрации, и вы получите спираль, уходящую вверх. И на остальных иллюстрациях ни о каких "линеечках" речь идти не может. Наверное, и у римлян были свои Рембрандты и Герасимовы.

Но историк искусства уже снова переключилась исключительно на групповой портрет. И вот пример (алтарь мира в Риме):

"Причем и со сходством все хорошо, и драпировки умеют красиво сделать, и анатомия ок."

Ну, не знаю, на чём основано утверждение, что со сходством всё хорошо. Фотографии, понятно, тогда не было, и в сходство можно только верить.

А что "драпировки умеют красиво делать" - так это, опять же, от греков. Складки одежды, перекликающиеся с каннелюрами колонн, прекрасно выполнены на фигурах кор Эрехтейона.  Они должны показывать зрителю, что колонна имеет своим прообразом человеческую фигуру, что живое имеет неразрывную связь с неживым, вырастает из него, это элементы единого мира, космоса.

Только у римлян эта философия не просматривается, у них это не более, чем декоративный элемент. Да и колонны потеряли связь с человеком, у римлян это не более, чем опоры. Империя занята утверждением своего могущества и бессмертия, её не интересует отдельная личность.

От римлян Шакко сразу переходит к голландцам и провозглашает революцинером в групповом портрете Рембрандта. Но почему-то не упоминает о том, что за пару веков до него Леонардо создал "Тайную вечерю", где налицо те же элеметы, что и в "Ночном дозоре".

Здесь нет изокефалии, участники разделены на  группы, каждая не повторяет другую по компановке, по выражаемым эмоциям, по складкам одежды, по цвету одежды и волос... И здесь впервые в портрете появляется пейзаж. Так что, "взрыв шаблонов" и "рваный ритм" голов и ног был продемонстрирован за два века до Рембрандта.

Дальше Шакко приводит примеры удачных и неудачных компановок групповых портретов (опять же, это не всегда портреты) и предлагает самостоятельно оценить картину Герсимова. Ну, да, не шедевр.
Tags: искусство
Subscribe

  • Таки да смешно

    - Тебе, Яша, всегда везёт. Я уже просто таки обзавидывался. - Да будет вам, Рабинович! Вот хотя бы в прошлую пятницу не повезло. Поехал на…

  • Коронопародии

    Среди признаков covid называют потерю обоняния, вкуса и ещё какие-то. Корреспондент «КП» Павел Клоков испытал на себе ещё один во время…

  • Улыбнёмся, или шо?

    - Беня, я таки Вам гарантирую, шо через пять лет мы будем жить лучше, чем в Европе. - А шо у них случится?! — Изя, Вы слышали, что в Израиле…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments