holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Человек за бортом


                                    А когда ты упал со скал,
                                    Он стонал, но держал.
                                                      (В.Высоцкий)



Это не тот борт. который сразу приходит в голову, это борт Speedbird 5390- самолет BAC 1-11 авиакомпании British Airways, который почти 30 лет назад вылетел из Бирмингема в Малагу, имея 81 пассажира. Второй пилот поднял самолёт и передал управление командиру, Тиму Ланкастеру. Тот включил автопилот и ослабил ремень безопасности.

Всё шло как надо, и на 13-й минуте полёта, на высоте 17300 футов (около 5000 метров) стюард Найджел Огден спросил: "Хотите чаю?"

"Я выходил, держа руку на ручке двери, когда раздался громкий взрыв, и дверь вырвалась из моих рук. Я подумал: «Боже мой. Это бомба». Взрывная декомпрессия заставила всю кабину на мгновение затуманиться, и самолет начал падать. Я обернулся и увидел, что переднее ветровое стекло исчезло, и пилот, Тим, выползал из него. Его высосало из ремня безопасности, и я видел только его ноги. Я перепрыгнул через контрольную колонку и обхватил его за талию, чтобы он не вышел полностью. Его рубашка была стянута со спины, а тело было согнуто вверх, согнувшись вокруг верхней части самолета. Его ноги были зажаты между пультом и штурвалом, отключив автопилот, а дверь кабины покоилась на пульте управления, посылая самолет, летящий почти на 650 км/ч через некоторые из самых перегруженных небес в мире.

Все высасывалось из самолета: даже баллон с кислородом, который был прикреплен болтами, полетел и чуть не сбил мою голову. Я держался за командира, но чувствовал, что меня тоже высасывают. Джон подскочил
ко мне сзади и увидел, как я выскальзываю, поэтому он схватил меня за брючный ремень, чтобы я больше не скользил, а затем обернул вокруг меня ремень безопасности Тима. К счастью, второй пилот Алистер не снял страховочные ремни, иначе он бы тоже ушел.

Самолет терял высоту так быстро, что давление вскоре выровнялось, и ветер начал дуть - на 630 км/ч и при -17С. Из-за ветра Алистер не мог услышать управление воздушным движением. Мы снижались со скоростью 80 футов в секунду без автопилота и радио.

...мои руки становились все холоднее и холоднее, и я чувствовал, как их вытаскивает из суставов. Подскочил Саймон, и Джон развернул ноги Тима и остатки дверей от органов управления, и Алистер снова включил автопилот. Но он продолжал увеличивать скорость, чтобы уменьшить риск столкновения в воздухе с кем-нибудь и увести нас на высоту, где было больше кислорода. За 2 минуты он нырнул на 11 000 футов, а затем снизил скорость до 300 км/ч.

Я все еще держал Тима, но мои руки ослабевали. Я думал, что потеряю его, он согнулся в U-образной форме вокруг окон. Его лицо стучало по окну, из носа и по бокам головы шла кровь, руки болтались и казались очень длинными. Самое ужасное, его глаза были широко открыты. Я никогда не забуду это зрелище, пока живу.

Я не мог больше держаться, поэтому Саймон привязался к креслу, зацепил ноги Тима за спинку капитанского сиденья и держал его за лодыжки. Кто-то из них сказал: «Нам придется его отпустить». Я сказал: «Я никогда этого не сделаю». Я знал, что не смогу встретиться с его семьей, протягивая им спичечный коробок и говоря: «Это то, что осталось от вашего мужа».

Я оставил Саймона прикреплённым к Тиму и добрался до салона. Какое-то время я просто сидел в изнеможенном положении в кресле с головой в руках, затем Сью, очень потрясенная, подошла ко мне . Перед всеми пассажирами я обнял ее и прошептал ей на ухо: «Я думаю, что капитан мертв». Но потом я сказал: «Давай, дорогая, у нас есть работа».

Алистер уже связался с авиадиспетчером, который вел его на посадку в аэропорту Саутгемптона. ... Он попросил взлетно-посадочную полосу в 2500 метров, потому что боялся, что самолет будет настолько тяжелым из-за топлива, что шина взорвется, и мы уйдём с взлетно-посадочной полосы, но все, что они могли предложить, было 1800 метров.

В салоне было тихо, как в могиле. Мы шли вниз, готовя пассажиров к аварийной посадке. Люди ахнули, увидев кровь на моем лице. Самолет очень трясло. Я помню одного человека в конце салона, с маленьким ребенком на коленях, который говорил мне: «Мы умрем», и я сказал: «Нет», - лгал, конечно."

Сели благополучно, люди выходили по трапу. Комадира унесли на носилках. У него были переломы правой руки, пальца левой руки, обморожение и ушибы.  Остальные члены экипажа не пострадали.

Через 5 месяцев после аварии Ланкастер снова сел за штурвал самолёта. В 55 лет, согласно правилам British Airways, он был отправлен на пенсию, но продолжил летать в авиакомпании EasyJet. Второй пилот и два стюарда были награждены.

Следователи установили, что за 27 часов до вылета на самолёт было установлено новое ветровое стекло и этот аварийный рейс был первым после замены. В ходе расследования было установлено, что 84 из 90 болтов, которыми было закреплено стекло, оказались меньшего диаметра, чем требовалось. Разница давления воздуха в кабине самолёта и снаружи во время полёта в итоге и выдавила ветровое стекло наружу.

Остальные болты были правильного диаметра, но короче на 2,5 миллиметра, чем нужно. Выяснилось, что этими болтами было закреплено предыдущее ветровое стекло, которое использовалось в течение четырёх лет. Значит, "более короткие болты" исправно прослужили четыре года.

Я приблизительно прикинул по фото размеры выдавленного стекла. Получилось (примерно) около 0,2 квадратных метра. Давление на высоте 5000 метров около 0,5 кг/кв.см. Получается, на стекло давило 10 000 кв.см Х 0,2 Х 0,5кг/кв.см.=1000 кг. На каждый болт приходится 1000:90=11кг растягивающей силы. Если допустить, что болты были сделаны из самой дешёвой стали типа Ст3 (чего в авиации, конечно же, не бывает), то они, чтобы разрушиться от такой нагрузки, должны были иметь площадь поперечного сечения около 11кг:24 кг/кв.мм=0,45 кв.мм (24кг/кв.мм - разрушающая нагрузка для Ст3, предел текучести), т.е., иметь внутренний диаметр болта около 0,675мм. Таких крошечных болтов просто не существует в природе.

А почему же болтов было так много - аж 90 штук? Ведь и при потолке в 10000 м они бы спокойно выдержали нагрузку в 2000 кг? А дело в том, что для обеспечения герметичности болты должны располагаться на расстоянии не более 7 диаметров.

Я не понял, почему эксперты сделали такой вывод.

Tags: разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Фонтанщики 19

    Предыдущие записи Абдулла рассказывал мне, что на установке, где он работал, были спасательные устройства, которые они называли…

  • Фонтанщики 18

    Предыдущие записи Море и суша Фонтаны были 1 - 2 раза в год, и наш отряд большую часть времени занимался созданием уникальной техники. Она…

  • Фонтанщики 17

    Предыдущие записи Опять начинается тяжёлая, грязная работа. Сборка облеплена людьми; они крутятся вокруг неё, сидят на превенторах, стоят на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments