holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

To be or not to be? That is the question. Начало.


   Жестокий этот мир   нас подвергает смене
   Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.
   Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл.
   А кто не приходил совсем, ещё блаженней.
                                                 (Омар Хайям)

Что лучше - быть или никогда не быть? Это вопрос, как сказал Шекспир. И он был прав - это у некоторых философов  является основным вопросом всей философии.

Камю пишет в "Мифе о Сизифе":
Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа — за ним последуют определенные действия…. Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов.
Этот главный вопрос имеет смысл рассматривать с точки зрения иудаизма, первоисточника,  потому что христианство и ислам - производные от него.

 Вопрос может показаться совершенно ясным и заслуживающим однозначно положительного ответа. В самом деле, отказ от чадородия приравнивается иудаизмом к кровопролитию; а существование человека освящается литургической формулой «Благословен создавший человека» (произносится на свадьбе). Радость считается важнейшей составляющей религиозного чувства. Что за вопрос?! Разумеется, быть созданным лучше, чем не быть! Вспомним, первая заповедь, данная человеку после создания - "Плодитесь и размножайтесь".

Но не всё так однозначно.Книга Коэлет:
И прославлял я мертвых, что уже скончались, более живых, что здравствуют поныне. А счастливее их обоих тот, кто еще не был, кто еще не видел того дурного дела, которое вершится под солнцем». (4:2-4).
А вот что говорит Иов:
После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И заговорил Иов и сказал: Да сгинет день, когда родился я, и ночь, в которую сказано: «Зачат муж»! День этот да станет тьмою, да не печется о нем Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да охватят его тьма и смертная тень, и обложит его туча, и да устрашит его мгла дневная! Ночь та – да обладает ею мрак, да не причислится она к дням года, в число месяцев да не войдет! Вот ночь та – да будет она бесчадна, не войдет веселье в нее…. За то, что не затворила дверей чрева (матери) моей и (не) скрыла страдания от глаз моих. Отчего не умер я, (выходя) из чрева, и (не) скончался, когда вышел из недр? Зачем приняли меня колени, зачем (встретили) меня груди, чтобы сосал я? Ведь теперь лежал бы я и был покоен, спал бы я, и был бы у меня покой… Зачем дает Он свет страдальцу и жизнь – огорченным душой, Ждущим смерти – и нет ее! – и ищущим ее больше, чем клады, – Радовались бы до ликования, веселились бы, если бы нашли могилу. (Иов 3:1-12).
В Талмуде, в трактате «Эрувин» (13 б)  читаем:
Два с половиной года спорили школа Шамайя и школа Гилеля. Одни говорили: «Человеку лучше было бы не быть созданным, чем быть созданным», а другие – «Человеку лучше, что он создан, чем если бы он не был создан». Посчитали (голоса) и решили: «Человеку было бы лучше не быть созданным, чем быть созданным; но теперь, когда он уже создан, пусть покопается в своих деяниях».
Ответ следует искать в той же книге Иова, в тех словах отчаяния, которые были приведены выше. От человека можно потребовать воздерживаться от самоубийства:
И благословил Бог Ноаха и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских, в ваши руки преданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу, как зелень травную даю вам все. Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте. Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я» (Берешит 9:1-5).
Но требовать от человека «по философски» радоваться жизни в любых условиях невозможно. Однако такая точка зрения существует:
«Пусть бесчестят наших дочерей, убивают сыновей, разрушают отечество — все это не мешает мудрецу в его блаженстве». (Плотин «Энеиды)
Друзья Иова требовали от него положительного ответа на «основной вопрос философии». Они возмущались его настроениями.
Разве недостаточно тебе утешения Божьего и слова кроткого к тебе? Как увлекает тебя сердце твое и как подмаргивают глаза твои, что обращаешь против Бога дух свой и извлекаешь изо рта своего (подобные) слова! Что (есть) человек, чтобы чистым быть ему, и как праведным быть рожденному женщиной? Вот, (и) святым Своим не доверяет Он, и небеса не чисты в глазах Его. Тем более презренный и растленный человек, пьющий несправедливость, как воду» (Иов 15:5-15).
Кто же прав - Иов или упрекающий его Элифаз? Ответ даёт Всевышний.
...молвил Господь Элифазу тайменитянину: пылает гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих, ибо вы не говорили обо Мне так (же) правдиво, как раб Мой Иов. (Поэтому) ныне возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите всесожжение за себя; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только его (молитву) Я приму, чтобы не вести Себя с вами жестоко за то, что вы не говорили обо Мне так правдиво, как раб Мой Иов» (42:7-8).
Вопрос находит решение в словах Иова:
И отвечал Иов Господу, и сказал: Знаю, что Ты все можешь, и ничто не устоит перед намерением Твоим, Кто же это помрачает мысль без разуменья? – Так, я говорил (о том), чего не понимал, о чудесах (непостижимых) для меня, о которых я не ведал… (Лишь) слухом я слышал о Тебе; ныне же око мое увидело Тебя. Поэтому отвратительны мне (слова мои) и раскаиваюсь я во прахе и пепле. (42:2-6)
Мораль книги Иова такова: иногда жизнь человека столь беспросветна, столь ужасна (поскольку он только слышит о Боге, но не видит Его), что другие люди не смеют лишать его права предпочитать ей смерть. Последний смысл может дать только Бог, но не человек.

Будет продолжение.
Tags: мысли
Subscribe

  • Люди світу, стихнiть на хвилину

  • Прибыла в Одессу банда из России

    Военная контрразведка Службы безопасности Украины нейтрализовала боевую группу военной разведки России в Одессе. У них изъято более 70 единиц…

  • Украина

    Слово "Украина" впервые использовал киевский летописец в 1187 году, когда написал о смерти переяславского князя Владимира Глебовича во…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments