holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Огонь, вода и медные трубы Антокольского



Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

"Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли." (Итро, XX, 4).

«Моя страсть, — вспоминал Антокольский, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее».

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.

Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.

Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А.А.Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.

Работы Антокольского произвели большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.


Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н.С.Пименов и И.И.Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской историей.

Довольно быстро Антокольский смог проявить себя. В 1864 году он получил Вторую серебряную медаль за горельеф «Еврей-портной». Год спустя ему была присуждена Первая серебряная медаль за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».






      Еврей-скупой                       Нападение инквизиции в Испании на евреев...

Внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и другие.

«Таких вещей, — писал В.Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

Вершиной творчества Антокольского стала статуя «Иван Грозный». Работу над ней Антокольский окончил в 1870 году.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

В газете Санкт-Петербургские ведомости И.С.Тургенев писал:

«По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, изображенного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось до сих пор в этом роде».

По единодушному мнению критиков, Антокольскому удалось избежать традиционно связанной с образом Грозного «канонической риторики» и добиться исполненной драматизма, глубоко реалистичной передачи «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Об Антокольском заговорили как о большом мастере «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но… еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1871 году статуя была выставлена в одном из залов Академии художеств.

Толпы людей собирались у дверей Академии, желая увидеть вызвавшую многочисленные толки статую. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».


В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал из России. Тогда было принято отправлять отличившихся студентов на стажировку в Италию.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

Позднее Антокольский вспоминал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти чуждые один другому образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры имеются в Третьяковской галерее и Русском музее.

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.

Практически ежегодно появлялись новые статуи

                            Спиноза                                                                       Офелия

                                 Ермак                                                           Ярослав Мудрый

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

«Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений. Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

              Христос перед судом народа                                        Смерть Сократа

В июне 1873 года Антокольский писал Стасову из Рима: «…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…»

Антокольским выполнены портреты В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Половцева, С.П.Боткина, С.И.Мамонтова.

                          Мефистофель                                                    Нестор летописец

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

Изваял там «Спор о Талмуде» или «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» — и продолжай в том же духе. Никто возражать не будет. Что же до всего остального — так извини и подвинься.

В прессе появились многочисленные статьи откровенно антисемитски настроенных недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

В 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. Он писал В.В.Стасову: «Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила».





Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Французское правительство наградило скульптора командорским крестом Почетного Легиона.

Умер Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). У него обострилась болезнь лёгких. Добила Антокольского смерть единственного сына. После глубоко потрясшей его потери он уже не смог оправиться.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.

С использованием http://toraart.com
Tags: искусство, люди
Subscribe

  • Он сам пришёл!..

    Владелец квартиры в израильском городе Рамат-Ган заметил сигнал с камер безопасности, и увидел трансляцию ограбления «в прямом эфире»…

  • Кто ты есть, Балалайкин?

    У меня сегодня радость: Я кому-то сделал гадость. Фолклор Команда польских психологов-исследователей из Вроцлавского университета постаралась…

  • И один на холмах воин

    Односельчане считали, что Аласан Садиман, 69-летний индонезиец, сошёл с ума, когда узнали, что он обменял своих коз на саженцы, чтобы высадить лес…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments