В седьмой месяц (тишри), в первый день
месяца да будет у вас покой, праздник
труб, священное собрание.
(Лев. 23:24)
29 сентября вечером наступает еврейский новый 5780 год (Рош-а-Шана, буквально - "голова года") от сотворения мира. Немного странно, да? Первый месяц по еврейскому лунно-солнечному календарю - нисан, когда евреи вышли из Египта. А новый год отмечается в седьмом.
Считается, что в седьмом месяце был сотворён мир, и этот день Всевышний судит всех людей и принимает решение - вписывать ли каждого в книгу жизни ещё на год.
Это один из двух главных праздников в иудаизме.
В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, заканчивающиеся Йом-Кипуром (Судный день). Искренним раскаянием и стремлением к совершенству в эти 10 дней можно ещё исправить неблагоприятный приговор, вынесенный в Рош-а Шана.

Все даты в еврейском календаре начинаются вечером, когда на небе появятся первые три звезды.
На праздничном столе обязательно должны быть, среди прочего, мёд (чтоб год был сладким), конечно, хала, яблоки, рыбья голова (чтобы быть во главе, а не отстающим), гранат как символ изобилия, морковь, нарезанная кружочками ,- символ денег.
Сначала евреи произносят благословение над вином (Кидуш), далее происходит ритуальное омовение рук, после этого благословляют хлеб, и только после этого приступают к трапезе. Тогда и едят яблоки, которые обмакивают в мёд. Запрещено есть горькую и кислую пищу, чтобы следующий год не стал годом горести и беды. Также нельзя есть орехи, потому что численное значение слова "орех" по гематрии такое же, как у слова "грех".
Особенностью еврейских праздников является то, что большинство из них содержат специальное предписание "веселиться". То есть в праздничные дни обязательно надо веселиться, отменяется даже траур. К примеру, семидневный траур по умершему переносят на следующий после праздника день. Исключением является праздник Йом Кипур – тогда евреи придерживаются очень строгого поста, отказываются от еды и воды, им даже нельзя мыться.

Существенный атрибут празднования Рош-а-Шана — шофар, в который трубят в ходе молитвы. Он изготавливается только из натурального рога, чаще бараньего, но может быть и из рога козла, антилопы, газели. Никогда шофар не делают из рога коровы или быка, чтобы не было сходства с "золотым тельцом".
В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание.
(Лев. 23:23-25)
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
(Пс. 150:3)
…и будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться на горе святой в Иерусалиме.
(Ис. 27:13)
Из-за разницы в форме и размерах рогов разных животных и звуки шофара могут быть разными. Помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Короткий «ашкеназский» шофар даёт высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, который может быть низким, хрипловатым и торжественным.
«ткиа́» («трубление») — начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
«швари́м» («тремоло») — быстрое чередование нижней и верхней ноты.
Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
«труа́» («тревога») — серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней.
Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
«ткиа́ гдола́» («большое трубление») — длится дольше на верхней ноте и всегда финальное.
Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления. «Распространение этой мудрости (Каббалы) в массах называется „Шофа́р“, подобно шофару — бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля.» (Бааль Сулам, «Шофар Машиаха»)