27 августа в Москве в международном экспертном клубе "Валдай" состоялось обсуждение доклада "Будущие войны". Его авторы - Максим Сучков, старший научный сотрудник центра анализа международных процессов при МГИМО (Россия) и Тэк Сим, аналитик компании Stratfor (США). Они попытались разобраться в понятии "войн будущего", которые часто называют "новыми" или "гибридными" войнами – асимметричными, идеологизированными, технологичными и не делающими различий между военными и гражданскими объектами.
Основные тезисы доклада заключаются в следующем. Войны будущего будут вестись по трем направлениям.
Первое направление — появление новых военных технологий. Эта область включает в себя не только боевые роботы и беспилотные летательные аппараты, но и вероятные новые виды оружия.
Второе направление - освоение новых сфер во времени и пространстве. Само поле боя сегодня расширяется в новые измерения (киберпространство) и осваивает новые глубины старых (космос и океаны). Говоря о киберпространстве, исследователи подчеркивают принципиальное значение использования в военных целях искусственного интеллекта. По их оценкам, это будет третья глобальная инновация в войне после изобретения пороха и ядерного оружия.
Третье направление - тотальный характер противоборства. Межгосударственная конкуренция, в том числе с использованием силового ресурса, будет пронизывать все сферы жизнедеятельности человека и государства: экономику, финансы, идеологию, культуру, спорт. Вероятным представляется переход от войн армий к войнам обществ, где последние будут воевать за те проекты будущего, которые они продвигают в мир.
Главный вывод, к которому приходят авторы, - то, что "война будущего в этом смысле будет представлять собой сочетание кибернетического и кинетического воздействия при длительной когнитивной подготовке по разложению морального духа населения".
В докладе указывается, что российские военные эксперты, говоря о противнике в войне будущего, исходят из того, что "это США и/ или ведомая ими группа европейских государств". При этом асимметрия военных бюджетов вынуждает российских специалистов искать решение в режиме нахождения альтернативы прямому военному противостоянию.
Отсюда делается вывод, что приоритетными для России видятся два поля потенциального противостояния: кибернетическое и информационное пространства. Как отмечено в докладе, "информационное противоборство - это война идей. Побеждает тот, чей нарратив оказывается более убедительным". Соответственно, целями такого будущего противостояния является не прямое поражение, а "когнитивный эффект": дезориентация ценностей, повреждение "идеологического каркаса", самой способности противника к сопротивлению.
Таким образом, целью России в грядущей войне является дезориентация ценностей и повреждение идеологии и морального духа США и европейских стран.
Повесть "Искусство легких касаний" Виктора Пелевина подробно описывает, как именно Россия реализует сценарий "когнитивной войны" против США. По версии писателя, цель российских кибервойск - максимальное распространение в американском обществе идей толерантности, политкорректности, гендерного равенства, воинствующего феминизма, а вместе с ними полного морального разложения противника.
Сначала введем диктатуру меньшинств. То есть не самих меньшинств, ясное дело, а прогрессивных комиссаров, говорящих от их имени. А еще лучше комиссарш. И одновременно прокурорш. Назовем это диктатурой общественного мнения. Потом отменим свободу слова под предлогом борьбы с hate speech – для всех, кроме наших... И получим вместо Америки большую невротизированную Венесуэлу с триллионными долгами. <...> Современная Америка - это тоталитарный совок семьдесят девятого года с ЛГБТ на месте комсомола, корпоративным менеджментом на месте КПСС...B новой повести Пелевин постулирует приоритет духовного мира над материальным, указывая, что любая война на земле является отражением войны богов, за которыми стоит та или иная идея.
Похоже, мир снова возвращается к идеологическому противостоянию. Но вопрос не в том, чтобы проблематизировать западные ценности, а чтобы найти свои собственные. И, если с разрушением чужих ценностей сегодняшняя Россия более-менее успешно справляется, то со своими у неё ярко выраженная напряжёнка. Потому что сочетание мании величия с манией преследования - это не ценности, в психиатрии это называется парафренией. А парафрения ведёт не в будущее, а в палату №6.