
В центре индонезийской провинции Ириан-Джая на острове Папуа — Новая Гвинея живёт папуасский народ караваи.
О существовании караваев узнали только в 1970 году, и они сами до того времени считали, что других людей на земле нет, они находятся в центре мира, а дальше есть только большой лес и большая вода.
В 1980-е годы голландскими миссионерами Миссии реформистских церквей были предприняты попытки наладить контакт с короваи. На берегах реки были построены деревни с школами и больницами. Но всё было не так-то просто. Племена, выходившие из леса, воевали с другими родственными им племенами. Зона обитания караваи была объявлена очень опасной, потому что эти люди убивали всех чужих.
Многие столетия лес скрывал короваи от агрессивных соседей-асматов — знаменитых охотников за головами. Короваи научились строить дома на высоких деревьях, чтобы защититься от соседей и диких зверей.
Фотограф и путешественник Леонид Круглов побывал в поселении племени короваи. Он писал: "Меня поразили их реакции на нашу одежду, фонарики, железные предметы и на отражения в зеркале. Это были реакции первобытных людей."
У короваи существует собственная развитая религиозная система, в которой главное место занимают мифы о сотворении мира «маленьким, как мышь» духом-создателем, который разделил на части мифическую свинью Фаюль и создал таким образом все мироздание. Колдовство в племени очень развито, как и контакты с миром мертвых (миром сновидений).
Короваи многие называют "каннибалами, живущими на деревьях". Это не совсем так. Большую часть времени они проводят на земле (они охотники и собиратели), а случаи каннибализма случаются, но не часто.
Вождь клана Вуинги рассказал, что за свою жизнь он присутствовал при трех случаях каннибализма. Два раза съели врагов, захваченных в локальных битвах (он был тогда еще маленьким мальчиком), и один раз — колдуна, чтобы разделить на всех его «качества» после местного суда над ним. Оказалось, что некоторых колдунов определяют как несущих зловредную магию, а если ущерб семье или клану доказан, такого колдуна ритуально съедают. Поэтому дома и крыши домов короваи полны магическими предметами, призванными отгонять злых духов и притягивать охотничью и другую удачу, а ритуальный столб в центре дома вообще может трогать только хозяин дома.

На своей территории они делают вырубки в джунглях и сажают там банановые пальмы, ставят ловушки на диких свиней и казуаров (страусов), едят почти все виды насекомых и змей, отлично умеют ловить рыбу и птиц. Но главным существом, дающим им жизнь, они считают пальму саго и живущую в ее полной крахмала сердцевине гусеницу — личинку пальмового жука. Пальма — это божество, а поедание личинок на праздниках — своеобразный ритуал.
Леонид Круглов рассказал: "в 2010 году я имел возможность наблюдать весь цикл строительства нового дома на дереве. Глава лесной семьи Они созвал родственников из окрестных деревень, и вместе они построили новый дом за пять дней. Новый дом расположился на высоте примерно 40 м над землей. Это безопасная высота (здесь все еще боятся нападений со стороны соседних племен), и отсюда, из кроны дерева, хорошо наблюдать за полетом райских птиц.

Затем были два дня пиршества по случаю нового дома, и Они сумел добыть для этого пира «большое мясо» — крупную лесную свинью. А из заранее поваленного ствола большой пальмы саго было добыто множество личинок.




