holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Ватикан


Было дело, мне удалось побывать в Ватикане. Это было давно, но некоторые впечатления сильны до сих пор.

Оказался я там в составе группы, путешествующей по Италии. В Риме нас поставили в длиннющую очередь, и я думал, что придётся провести в ней несколько часов. Но нет, она непрерывно двигалась, и уже минут через 40 мы оказались на площади св. Петра. Перед входом я увидел знаменитого Лаокоона и другие статуи, вошедшие в сокровищницу искусства мира.  Ватикан называют оргазмом искусства. Перед получением этого состояния надо было сдать всё колющее и режущее, не говоря об огнестрельном. Всё сданное отправляли в камеру хранения, а взамен выдавали жетончик.

Перед входом стоят несколько статуй, в том числе в специально посторенной  нише - легендарный жрец Аполлона Лаокоон с сыновьями, которых душат посланные Аполлоном змеи. Это мраморная копия бронзовой статуи, созданная более 2000 лет назад.

Статуя Лаокоона (если кто-то не в курсе, что это, наберите это слово в поисковике) была повторена несколько раз, но в её копиях присуствуют руки в том положении, в каком их представляли реставраторы, что оказалось ошибочным.Эта ошибка присуствует и в копии, стоящей в Одессе перед Архологическим музеем.

Лаокоон в Ватикане. Правая рука изогнута.               Реставрация. Правая рука поднята вверх.
У сыновей правые руки  отсуствуют.                           Рука  сына слева повторяет положение
                                                                                        руки отца, что вряд ли бы сделали авторы.

Сразу же бросается в глаза необычность музея. Мы привыкли, что в музее картины висят на стенах в рамах, а небольшие по размеру экспонаты лежат в застеклённых витринах. А здесь нет картин в рамах - они все выполнены на стенах и потолках.

Сразу становится понятным, что росписи существуют в единственном экземпляре, они выполнены на месте. Художники вписывали свои сюжеты в то пространство, которое им было отведено, а он бывало самой разной формы и размеров. И удивляешься и восхищаешься их мастерством, но потом вспоминаешь, кого же приглашали папы для этой работы - Джотто, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Перуджино, Караваджо,  Ботичелли, Гирландайо, Липпи... И уже нет удивления, а есть оглушительное ощущение прикосновения к шедеврам, сконцентрированным в таком количестве в одном месте.

Среди прочего, запомнилось удивление от изображения, выполненного на потолке. Я посмотрел вверх, и мир перевернулся - я как бы смотрел свеху вниз на пол, написанный на потолке... Посмотрел ещё раз. Эффект не пропал. Постоял бы ещё, но справа у прохода в соседний зал стояли две великолепные статуи и приглашали идти дальше...

Заканчивается обзор в Сикстинской капелле. Здесь происходит выбор следующего папы в случае смерти предшественника. Голосующие кардиналы не имеют права выходить из капеллы, пока не определятся итоги госования, и к ним нельзя входить или поддержиавать какую-либо связь. Ожидающие стоят на площади и смотрят на трубу - когда папа будет избран, в капелле разожгут камин, и из трубы пойдёт дым.  Если стать к лицом к "Страшному суду", камин на правой стене.

Капеллу расписывали Ботичелли, Перуджино, Гирландайо, Расселли и Микеланджело. На северной стене изображены сцены из жизни Христа, на южной - Моисея. На алтарной стене расположена работа Микеланждело "Страшный суд".

Микеланджело принадлежит и роспись цилиндрического потолка. Это была очень трудная и долгая работа, продолжавшаяся 4 года и подорвавшая здоровье художника. Впрочем, сам он считал себя не художником, а  скульптором, и взялся за роспись для того, чтобы доказать, что он не боится трудностей. Пришлось постигать на ходу токости такой работы.

Наверное, самая известная часть росписи потолка - это "сотворение Адама". Именно её чаще других демонстрируют в иллюстрациях. Я не сразу её нашёл, она не выделяется так уж явно среди других изображений. Очертания плаща, на фоне которого изображён Творец и другие фигуры, действительно, напоминают человеческий мозг, по поводу чего высказывались соображения о тайных замыслах Микеланджело зафиксировать своё видение мира. Это, конечно, только предположения, а истину узнать нам, конечно, уже не удастся.

Микеланджело считал себя гением, и, в отличие от многих других, имел для этого основания. А характер он имел, мягко говоря, нелёгкий. Он не терпел пренебрежительного к себе отнощения и легко впадал в бешенство.

До нас дошли некоторые его язвительные суждения о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент ему было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он больше никогда не подписывал свои скульптуры — это единственная.

Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела».

Став папой, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей, и лично отправился на место добычи мрамора для статуй — в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив уйму денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы! Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил, — мастерскую, глыбы мрамора, заказы — и уехал из Рима без разрешения папы.



     
                     Потолок Сикстинской капеллы


Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой.

В России имеется единственная работа Микеланджело - скорившийся мальчик в Эрмитаже.

Своего прославленного Давида Микеланждело создал из цельного куска мрамора,   от которого отказался другой скульптор.   Давид стоит в галерее Уффици, а на площади перед ней стоит копия. Это сделали для сохранности шедевра. Рядом с подлинником стоит монитор, на котором можно рассмотреть крупным планом элементы статуи.                                                                   

 Джованни Строцци написал о скульптуре «Ночь» Микеланджело Буонаротти:

«Вот эта Ночь, что так спокойно спит
Перед тобою, – Ангела созданье.
Она из камня, но в ней есть дыханье:
Лишь разбуди, – она заговорит».

Микеланждело ответил:

Отрадно спать, отрадней камнем быть.
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Прошу, молчи – не смей меня будить.
Tags: искусство, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не хлебом единым 1

    Ошейник раба легче доспехов воина. Давно замечено, что евреи добиваются успехов во многих областях науки, культуры, экономики. В чём дело, они…

  • Из ничего и выйдет ничего (Шекспир)

    Илья Яшин, глава муниципального органа Красносельский, оппозиционный депутат (да, оказывается ещё сохранились и такие!) задал Путину вопрос - не…

  • В затерянном мире

    Есть у Конан Дойла фантастический роман "Затерянный мир", в которой описываются давно вымершие на Земле существа, сохранившиеся до наших…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments