
Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.
Западная часть Эрехтейона посвящена Посейдону Эрехтевсу - "потрясателю земли", относящемуся к группе хтонических, подземных божеств, поэтому и углублён в землю западный наос Эрехтейона. Восточная часть, наос Афины, на более высоком уровне теснее связан с Парфеноном, статуей Афины Промахос (воительницы) и общественной площадью, где происходили панафинейские шествия.
В первой архитектурной картине ритм портиков развёртывается в убывающем порядке от северного к портику кариатид. Теперь ритм изменяется на нарастающий.
Северная сторона сильно отличается от южной. Здесь почва опускается, а большой северный портик закрывает стену доверху. Присутствует монументальная лестница. В противоположность южной стороне, северная погружена в тень - в царстве Посейдона нет солнца! В противоположность господству горизонтали в южной стене север в целом имеет вертикальную направленность. В южной стене слева направо постепенно нарастают светлые пятна. На севере темнота усиливается вплоть до северного портика. Южная стена отталкивает зрителя. Восточный и северный портики, наоборот, втягивают его внутрь.
Спустившись по лестнице, зритель попадает в погружённую в землю и затенённую часть храма.

Северный портик повёрнут к зрителю боковой стороной. Конечно, архитектор, так смело обращавшийся с архитектурными формами, вполне мог бы развернуть портик лицевой стороной к зрителю. Но Посейдон не может быть обращён туда же, куда Афина! Мрак и свет, слепая сила и разум не сочетаются.
С севера здание представляется в виде асимметричного объёма, т.к. слева расположена стена, а доминирует на северной стороне большой портик. Слепая сила не гармонична.
Северный портик выглядит подавляющим. Это достигается тем, что зритель не может отойти дальше - мешает ограда. И он вынужен разглядывать портик, высоко задрав голову, отчего портик нависает над ним, давит и кажется ещё больше. Хтонические силы могучи и кажутся непреодолимыми. И, если не призвать на помощь разум (Афина,Парфенон), они раздавят...
Центральный вход большой, находится в центре и богато декорирован. А рядом небольшой простой проём, но он светлый, а главный вход тёмный. И зритель сначала заходит в маленький, который ведёт в дворик, куда невозможно было попасть в начале осмотра. Там росли священные оливы, но не это создавало главный эффект.
Зритель впервые видит полностью все три портика, выходящие на запад. Большой северный, средний центральный и совсем маленький портик кариатид (видимый к тому же снизу) создают своеобразный треугольник, стремительно, как наконечник стрелы, указывающий на Парфенон! Вот цель твоего движения, иди от Посейдона туда - там разум, высшая ценность!

Зритель выходит из садика и входит внутрь через тёмный (подземелье!) вход.
Пройдя до южной стены, он поднимается по крутым, высотой в полметра, ступеням и выходит сквозь портик кариатид наружу. Он и раньше, в начале пути, заметил этот проём в стене, но он простой, небольшой, и по крутым ступеням легче подниматься, чем спускаться. А он тогда искал главный вход и потому прошёл мимо.
По мере подъёма перед ним возникает величественная колоннада Парфенона. Вот твоя жизненная цель - разум, ради которого следует уйти от хтонических слепых сил и, пусть и с трудом, преодолеть Посейдона и придти к Афине!
Так архитектор сравнительно небольшого Эрехтейона сумел включить в его композицию Парфенон, создав третью архитектурную картину, полную глубокого философского содержания.