holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Эрехтейон 8. Опять всё наоборот


Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.

Итак, зритель огибает угловую восточную колонну. Возникает вторая архитектурная картина.

В первой картине преобладает мотив портиков - большой северный, средний по размерам центральный и маленький портик кариатид (большой, средний, малый). Они видны рядом друг с другом, в одной плоскости, поэтому создаётся впечатление, что все они направлены на запад.

При движении на восток северный и центральный портики постепенно уходят из поля зрения, остаётся только портик кариатид. Наступает момент, когда он смотрится одиноко на фоне стен (южной, основания портика, ограды).

Обогнув угловую колонну, зритель уже не видит стен. Он видит снова три портика! Но в обратном положении - слева маленький портик кариатид, в центре восточный портик, и справа открывшийся северный (малый, средний, большой).

С этой точки все три портика направлены в разные стороны. Это, по сравнению с Парфеноном, отражает новое отношение к природе. Эрехтейон в большей степени принимается как часть природы и сильнее ей подчинён. Отдельные формы здания уводят зрителя в разные стороны в природу. И восприятие архитектурных форм согласуется с восприятием ландшафта.

Восточная часть Эрехтейона особенно пострадала, т.к. северную угловую колонну восточного портика в начале XIX века английский посол лорд Эльджин увёз в Лондон вместе с многочисленными скульптурами Парфенона, а стена восточного портика была разрушена.

Возникает предположение, что это главный вход в здание. Однако внутри сразу становится ясно, что это помещение не является всем внутренним пространством Эрехтейона. Оно небольшое. Зритель поворачивает обратно к выходу, осмотрев старинную деревянную и высоко почитавшуюся статую Афины. Он вновь выходит наружу через восточный портик.

При взгляде на Эрехтейон с востока отчётливо видно, что его части расположены на двух разных уровнях. Почва под южной и центральной частями была искусственно насыпана. Одна группа частей здания находится на уровне Парфенона (портик кариатид, южная стена и восточный портик). Другая группа расположена значительно ниже (гладкая северная стена, северный портик и дворик-садик). Широкая монументальная лестница на северной стороне Эрехтейона связывает два уровня. Разница по высоте - около 3,5 метра.

Зритель на основании форм северного портка окончательно убеждается, что именно в нём находится главный вход. Увидев части, расположенные внизу, он узнаёт их и вспоминает, что видел их в первой архитектурной картине. Так разрешается напряжённое состояние зрителя, который двигался всё время в поисках главного входа внутрь здания.
Tags: архитектура, искусство, история, эрехтейон
Subscribe

  • Коронопародии

    Среди признаков covid называют потерю обоняния, вкуса и ещё какие-то. Корреспондент «КП» Павел Клоков испытал на себе ещё один во время…

  • Улыбнёмся, или шо?

    - Беня, я таки Вам гарантирую, шо через пять лет мы будем жить лучше, чем в Европе. - А шо у них случится?! — Изя, Вы слышали, что в Израиле…

  • ПОПЫтка улыбки

    Продается накладная попа. Для тех, кому нужно больше приключений. Неумелые руки и стройные ноги растут из одного и того же места. Чем больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments