holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Эрехтейон 6. Коры


Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.

Я уже упоминал, что Эрехтейон настойчиво приглашает зрителя пойти на восток вдоль его южной стены, и конечной целью этого движения в начале пути является видимая отсюда крайняя колонна восточного портика. Она как шарнир, обернувшись вокруг которого зритель видит следующую архитектурную картину. Но по дороге он проходит мимо портика кариатид - такого необычного, что невозможно двигаться дальше, не подойдя к нему поближе и не рассмотрев  подробней.

Подойдя ближе, зритель обнаруживает множество мелких деталей в фигурах, в постаменте, на которых стоят фигуры, в капителях-корзинах и антаблементе. Все эти детали выполнены тщательно и рассчитаны на рассмотрение с ближних точек, что явилось новаторством в классической греческой архитектуре, потому что более ранние постройки все рассчитаны на рассмотрение с дальних и средних расстояний. Подходя к портику кариатид, зритель видит одновременно и контрастирующую с ним южную гладкую стену. Фигуры расположены в два ряда, поэтому задняя стена зрительно сильно отодвигается вглубь. Взаимоотношение фигур и их фона строится на контрасте. Фигуры объёмны и круглы рядом с  плоской стеной, они ярко освещены и стоят на фоне затенённого пространства портика.



На головы фигур поставлены невысокие капители в виде корзинок. В антаблементе вовсе опущен фриз, карниз лежит непосредственно на архитраве.

Каждая фигура индивидуальна и не повторяется. Поражает тончайшая отделка и проработка деталей как спереди, так и сзади.

Изобразительность фигур и их активная устремлённость от стены наружу связывается в смысловое единство: Эрехтейон смотрит глазами кор на Парфенон. Это новая психология, новая ментальность смотрит на предыдущую...

Кариатиды зрительно сопоставимы с колоннами. Но по сравнению с обычными колоннами они низки и широки. В них нет стройности и устремлённости вверх ионических колонн, с которыми зритель их невольно сравнивает, т.к. все колонны Эрехтейона - ионические. По своему характеру кариатиды занимают промежуточное положение между дорическими и ионическими колоннами. По своим пропорциям они ближе к дорическим колоннам, а по украшенности и "женскому" характеру они ближе к ионическому ордеру. Эта двойственность снимается изобразительностью, которая примиряет друг с другом пропорции приземистой опоры, соответствующие реальным пропорциям человеческого тела, и украшенность, выраженная в изображении женских фигур.


Каждая кариатида поставлена на отдельную плиту, положенную на общий постамент. Эта плита соответствует ионической базе, но она имеет строгую дорическую форму. Капители имеют типичную дорическую форму и состоят из двух основных частей дорической капители - круглого расширяющегося кверху эхина и квадратной абаки над ним.

Вопреки установившимся принципам дорического ордера и совершенно в духе ионического, обе эти части богато орнаментированы. И снова противоположность дорического и ионического принципов снимается изобразительностью - капители выполнены в виде корзинок, которые девушки несут на головах.

Заморочил терминами? Сам этого не люблю, но некуда деться. См. рисунок в посте Парфенон 6. Композиция - там все эти элементы изображены наглядно.

Фигуры кор производят впечатление реальных живых существ. Их позы естественны, складки одежды выявляют формы женского тела.

Вся группа дана в движении, и в то же время они изображены стоящими на месте, как бы остановившимися на мгновение. В их облике совмещены движение и покой. И, вместе с тем, формы их приближены к формам колонн. Складки одежды похожи на каннелюры колонн.

Портик построен симметрично. Правая и левая сторона представляют собой зеркальное отражение. Две фигуры слева опираются на правую ногу, две фигуры справа - на левую. Это закрепляет композицию, т.к. на углах оказываются ноги, несущие фигуры и задрапированные складками-каннелюрами.Это придаёт замкнутость композиции. Представим, что мы поменяли бы правые и левые фигуры местами. От такой перестановки весь портик приобрёл бы неустойчивый характер.

В деталях фигур художник ввёл свободную трактовку, оживляющую облик портика в целом. Например, у всех фигур складки одежды на груди различны. Этим преодолевается однообразие и сухость, создаётся впечатление жизни, насыщающей строго закономерное построение.

Насладившись красотой и уникальностью портика кариатид, зритель идёт дальше на восток вдоль южной стены, которая своей устремлённостью на восток зовёт продолжать движение к угловой колонне. Интересно, что квадры, из которых сложен постамент портика кариатид, различны и как бы эхом повторяют впечатление от сопоставления портика и южной стены. С запада на восток три первых квадра почти квадратны, а четвёртый, восточный, состоит из двух частей; нижняя равна по высоте ортостатам стены, а высота верхней - высоте её квадров. Это сглаживает переход от квадратных квадров постамента к архитектонике южной стены. Ничего слишком!
Tags: архитектура, искусство, история, эрехтейон
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Месть врача

    В далёком 1906 году в Белостоке в семье Якова Саперштейна и Цили Кругман родился мальчик Алберт. А в 1921 году семья переехала в Америку, и школу…

  • Как всегда получится

    Итак, визит Зеленского в Штаты состоится 30 августа - об этом сообщила пресс-служба Белого дома. Если состоится, конечно, ибо видно, что американцы…

  • «Q» - quite correct!

    Что-то стало холодать... Не пора ли нам поддать? Не послать ли нам гонца За бутылочкой винца В магазин без продавца? Фольклор В Тель-Авиве…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments