?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Эрехтейон 6. Коры


Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.

Я уже упоминал, что Эрехтейон настойчиво приглашает зрителя пойти на восток вдоль его южной стены, и конечной целью этого движения в начале пути является видимая отсюда крайняя колонна восточного портика. Она как шарнир, обернувшись вокруг которого зритель видит следующую архитектурную картину. Но по дороге он проходит мимо портика кариатид - такого необычного, что невозможно двигаться дальше, не подойдя к нему поближе и не рассмотрев  подробней.

Подойдя ближе, зритель обнаруживает множество мелких деталей в фигурах, в постаменте, на которых стоят фигуры, в капителях-корзинах и антаблементе. Все эти детали выполнены тщательно и рассчитаны на рассмотрение с ближних точек, что явилось новаторством в классической греческой архитектуре, потому что более ранние постройки все рассчитаны на рассмотрение с дальних и средних расстояний. Подходя к портику кариатид, зритель видит одновременно и контрастирующую с ним южную гладкую стену. Фигуры расположены в два ряда, поэтому задняя стена зрительно сильно отодвигается вглубь. Взаимоотношение фигур и их фона строится на контрасте. Фигуры объёмны и круглы рядом с  плоской стеной, они ярко освещены и стоят на фоне затенённого пространства портика.



На головы фигур поставлены невысокие капители в виде корзинок. В антаблементе вовсе опущен фриз, карниз лежит непосредственно на архитраве.

Каждая фигура индивидуальна и не повторяется. Поражает тончайшая отделка и проработка деталей как спереди, так и сзади.

Изобразительность фигур и их активная устремлённость от стены наружу связывается в смысловое единство: Эрехтейон смотрит глазами кор на Парфенон. Это новая психология, новая ментальность смотрит на предыдущую...

Кариатиды зрительно сопоставимы с колоннами. Но по сравнению с обычными колоннами они низки и широки. В них нет стройности и устремлённости вверх ионических колонн, с которыми зритель их невольно сравнивает, т.к. все колонны Эрехтейона - ионические. По своему характеру кариатиды занимают промежуточное положение между дорическими и ионическими колоннами. По своим пропорциям они ближе к дорическим колоннам, а по украшенности и "женскому" характеру они ближе к ионическому ордеру. Эта двойственность снимается изобразительностью, которая примиряет друг с другом пропорции приземистой опоры, соответствующие реальным пропорциям человеческого тела, и украшенность, выраженная в изображении женских фигур.


Каждая кариатида поставлена на отдельную плиту, положенную на общий постамент. Эта плита соответствует ионической базе, но она имеет строгую дорическую форму. Капители имеют типичную дорическую форму и состоят из двух основных частей дорической капители - круглого расширяющегося кверху эхина и квадратной абаки над ним.

Вопреки установившимся принципам дорического ордера и совершенно в духе ионического, обе эти части богато орнаментированы. И снова противоположность дорического и ионического принципов снимается изобразительностью - капители выполнены в виде корзинок, которые девушки несут на головах.

Заморочил терминами? Сам этого не люблю, но некуда деться. См. рисунок в посте Парфенон 6. Композиция - там все эти элементы изображены наглядно.

Фигуры кор производят впечатление реальных живых существ. Их позы естественны, складки одежды выявляют формы женского тела.

Вся группа дана в движении, и в то же время они изображены стоящими на месте, как бы остановившимися на мгновение. В их облике совмещены движение и покой. И, вместе с тем, формы их приближены к формам колонн. Складки одежды похожи на каннелюры колонн.

Портик построен симметрично. Правая и левая сторона представляют собой зеркальное отражение. Две фигуры слева опираются на правую ногу, две фигуры справа - на левую. Это закрепляет композицию, т.к. на углах оказываются ноги, несущие фигуры и задрапированные складками-каннелюрами.Это придаёт замкнутость композиции. Представим, что мы поменяли бы правые и левые фигуры местами. От такой перестановки весь портик приобрёл бы неустойчивый характер.

В деталях фигур художник ввёл свободную трактовку, оживляющую облик портика в целом. Например, у всех фигур складки одежды на груди различны. Этим преодолевается однообразие и сухость, создаётся впечатление жизни, насыщающей строго закономерное построение.

Насладившись красотой и уникальностью портика кариатид, зритель идёт дальше на восток вдоль южной стены, которая своей устремлённостью на восток зовёт продолжать движение к угловой колонне. Интересно, что квадры, из которых сложен постамент портика кариатид, различны и как бы эхом повторяют впечатление от сопоставления портика и южной стены. С запада на восток три первых квадра почти квадратны, а четвёртый, восточный, состоит из двух частей; нижняя равна по высоте ортостатам стены, а высота верхней - высоте её квадров. Это сглаживает переход от квадратных квадров постамента к архитектонике южной стены. Ничего слишком!