holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Эрехтейон 4. Парад картин. Неподвижное движение


Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.

Всякое архитектурное произведение рассчитано на восприятие глазами. Поэтому любое художественное здание содержит элемент картинности. То, что зритель воспринимает, называется архитектурной картиной. Всё содержание архитектурного образа передаётся через архитектурную картину, ряд архитектурных картин и соотношение картин друг с другом.

Иногда достаточно одной или немногих архитектурных картин, чтобы у зрителя сложился незрительный, некартинный образ здания. Его уместно сравнить с одеждой. Как мы не видим, а как-то по особому ощушаем надетый на нас пиджак или платье, так же совершенно особым образом ощущаем мы и охватывающее нас пространство интерьера. Однако и это ощущение пространства вокруг нас создаётся посредством того, что видим перед собой или видели раньше.

Но существуют в истории архитектуры композиции, в которых архитектурные картины занимают господствующее положение. Они становятся самостоятельными по отношению к некартинному образу. В таких случаях основным содержанием архитектурного образа становится чередование картин, их смена и последовательность. Архитектор в таких случаях группирует архитектурные формы так, что они не охватывают зрителя со всех сторон, не окружают его, не строятся вокруг него. Архитектурные картины переходят одна в другую так, что не нарушается и не утрачивается картинность построения. Большое искусство - уметь группировать архитектурные формы так, чтобы получился этот эффект. Самая трудная задача состоит в группировке архитектурных форм так, чтобы картинность не исчезала при перемене точки зрения, и вместе с тем чтобы появляющиеся новые картины отличались бы каждая от предшествующей, и чтобы зритель воспринимал момент перетекания картин друг в друга как положительное начало. Должно получиться впечатление увлекательного, насыщенного и красочного многообразия. Это применяли архитекторы Европы в XVII и XVIII веках, но не встречается в наше время.

Эрехтейон основывается в своей композиции на принципе многокартинности.

Первая архитектурная картина (и многие другие) - вид от Пропилеев - отличается неясностью форм. Одна форма пересекает другую (см.рисунок в посте "Эрехтейон 2"), так что зритель видит формы только частично, что и порождает неясность. Это впечатление неясности было, конечно, не случайным. "Закономерная случайность" - это один из принципов архитектуры Эрехтейона. Например, бросается в глаза взаимопроникновение главной части и северного портика. Южная стена северного портика выступает за линию границы западной части. Это было совершенно немыслимо для предшествующей греческой архитектуры и производит впечатление случайного образования.

Гладкий цоколь под женскими фигурами портика кариатид сливается с нижней частью западной стороны. В целом портик кариатид недостаточно отделён от главной части и сливается с ней. Портик имеет незамкнутый характер, он требует, чтобы его прислонили к стене. А скульптуры, обращённые к Парфенону, выражают направленность от здания наружу.


В первой архитектурной картине имеется множество зрительных пересечений. Богатые пересечения даёт портик кариатид. Фигуры кор и части антаблемента образуют различные пересечения по мере движения зрителя. Сперва передние четыре фигуры образуют сплошной ряд и сливаются друг с другом, а между двумя западными фигурами появляется задняя фигура восточной стороны. Потом, по мере движения зрителя, южные фигуры раздвигаются, и между ними появляется задняя фигура, которая видна поочерёдно между  корами переднего ряда.

Во время движения зрителя от Пропилеев сквозной портик кариатид всё время по-разному прикрывает своими частями южную стену. Сначала он прикрывает её почти всю, и, по мере движения, стена всё больше освобождается.

Низкая каменная ограда дворика прикрывала значительную часть главной части здания и двух портиков. Зритель не видел, на чём стоит западная колоннада. А колонны северного портика стоят ниже колонн западного, и они крупнее. Зритель понимал, что почва к северу понижается, но это понимание было смутным и неясным. Ограда создавала неясность взаимоотношения трёх основных частей здания. Она пересекала также то место, где портик кариатид примыкает к главной части. Композиционное значение ограды состояло в том, что она прикрывала собой весь низ западной стороны.
Tags: архитектура, искусство, история, эрехтейон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments