holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Эрехтейон 3. Стены


Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.

Заставляя зрителя обойти вокруг Эрехтейона, архитектор обыгрывает различные части здания, показывая одну и ту же часть то с одной, то с другой стороны, то с более далёкого, то с близкого расстояния, то в одном, то в другом ракурсе, то в соединении с одними, то с другими частями. Он то ведёт зрителя вдоль наружных частей здания, то вводит его на некоторое время внутрь, чтобы опять вывести наружу и снова вести вдоль наружных стен, потом ещё раз ввести его внутрь и опять вывести наружу. Контраст наружных форм и внутренних пространств - это только один из контрастов, на которых построена архитектурная композиция.

Архитектор показывает одну и ту же стену то снаружи, то внутри. После движения вдоль южной стены зритель, войдя в наос Афины (восточная часть здания), видит ту же стену внутри. Однако для него это две разные стены, из которых одна продолжает другую. Выйдя из наоса Афины и направляясь вниз по широкой лестнице к северному портику, зритель видит северную стену, которую он только что видел внутри. Наружная северная стена в его представлении - продолжение внутренней стены.

Существует глубокое различие между нашим пониманием стены и её трактовкой в Эрехтейоне.


                                                              Южная стена

Наше понимание стены сложилось в эпоху Возрождения и определяется формой окна , которое классическая Греция знала только в зачаточном состоянии в виде светового отверстия. Окно показывает толщину стены и связывает друг с другом наружное и внутреннее пространства. В Эрехтейоне зритель видит поверхность стены и не представляет, какая её толщина.

Поверхность стены геометризована и тектонизирована. В этом заключается важнейшее новшество, введённое греческими архитекторами. В Эрехтейоне на стену перенесены принципы ордерной системы. Нижняя часть стены повторяет базу колонны. Орнаментальная полоса в верхней части стены перенесена с капителей Эрехтейона, своеобразная особенность которых заключается в наличии подобных декорированных лент под волютами. Перенесение особенностей колонны на стену выступает особенно отчётливо благодаря тому, что стена оканчивается перед колонной, они поставлены рядом друг с другом. Уподобление форм стены формам колонны приводит к тому, что возникает представление о толщине стены, равной диаметру колонны.
Tags: архитектура, искусство, история, эрехтейон
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пакость из подворотни

    Наиболее авторитетный в международной судоходной среде британский бюллетень Lloyd’s List подтвердил, что, согласно данным отслеживания судов,…

  • "И, как небо, меняя тона..."

    Porsche 911 Turbo S стоит 203 тысячи 500 долларов. Но этот экземпляр обошёлся клиенту в 364 тысячи 170 долларов. Всё потому, что, кроме…

  • Небесные женщины

    8 марта 1910 года француженка Элиз де Ларош стала первой женщиной-пилотом во Франции и во всем мире. Дочь слесаря Элиза Леонтина Дерош родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments