
«…от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров – поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Михаил счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой» - так описал конец князя Владимира Всеволодовича Черниговского историк Д.Володихин в книге "Рюриковичи".
«Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам» - цитирует последние слова князя «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».
Князь воспринял прохождение между двух костров как служение огню, то есть огнепоклонство. Но он ошибался. "Во многих странах Азии с древнейших времен существовал обычай окуривать людей, их одежду и жилища дымом, чтобы спастись от инфекций. Не зная, как распространяются болезни, и не имея антибиотиков, люди именовали микробов «злыми духами».
"Монголы неукоснительно соблюдали обычай: перед визитом к высокопоставленному лицу каждый человек был обязан пройти между двумя дымящимися кострами..." - пишет Орынганым Танатарова в cyrillitsa.ru.
Вероятно, от инфекций защищал не огонь костра, а дым. В истории не сохранилось сведений о том, что горело в тех кострах. Запорожские козаки курили трубки, набивая их смесью табака и трав для аромата. Но эти травы были и лекарственными - мята, буркун (донник), чебрец и др. И это защищало от инфекций. Не случайно в песне "Ой, на горi та женцi жнуть" поётся:
А тютюн та люлька
Козаку в дорозі
Знадобиться!
В одном из постов я описывал, как ведьма спасла дымом побегов сосны колхозное стадо от ящура.
Михаил Всеволодович, повидимому, всего этого не знал. Впрочем, только за отказ поклониться идолам его бы тоже убили...