holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Парфенон 13. Судьба.



Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всём своём великолепии. Около 298г. до н. э. афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. Во II веке до н. э. храм сгорел, но его отремонтировали. После завоевания Греции (146г. до н. э.) римляне вывезли к себе на родину большу́ю часть скульптур.

Византийский период ознаменовался торжеством христианства. Вероятно, во второй половине VI века Парфенон был превращён в христианский храм, а в надписи, датируемой 693 годом, он уже назван кафедральным собором. Согласно более поздним источникам, храм был посвящён Приснодеве Марии. В связи с переменой функций здания была изменена и его планировка. Восточный вход, когда-то ведший в древний наос, был закрыт апсидой для устроения там алтаря, а в центре фронтона прорубили окно. Западный вход стал единственным. Поскольку он вёл в опистодом, отделённый от наоса глухой стеной, пришлось прорубить эту стену. На юго-западном углу храма была построена колокольня.

Трагична судьба статуи Афины Парфенос: она была вывезена в Константинополь приблизительно в V веке, где и погибла, возможно, во время Четвёртого крестового похода (1204). Сам же Парфенон стал на время католической церковью Девы Марии (Notre Dame d’Athenes).


Турки сделали Парфенон мечетью (около 1460 года), пристроили минарет, остатки которого были снесены лишь после Греческой революции. Наконец, в 1687 году, во время осады Афин венецианцами, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября ядро произвело огромный взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами. Вся его средняя часть была уничтожена, множество рельефов упало и разбилось. Ремонтировать здание не стали. Более того, местные жители начали растаскивать мраморные блоки и жечь их на известь (подобная участь постигла Колизей).

В XVIII веке всё больше европейцев стало приезжать в Афины. Зарождается филэллинизм. В 1787 году были изданы первые зарисовки Парфенона с измерениями, созданные Джеймсом Стюартом (James Stuart) и Николасом Реветтом (Nicholas Revett) в 1751—1755.

Однако разграбление памятника было продолжено, и на этот раз — европейцами, заинтересовавшимся античностью. В 1799 году лорд Т. Элджин был назначен послом Великобритании в Османской империи. Он получил у султана разрешение вывезти скульптуры, что и сделал в 1802—1812. Многие фрагменты при этом сильно пострадали: в частности, некоторые блоки, составлявшие фриз, пришлось распиливать пополам. Бо́льшая часть скульптур Парфенона оказалась в Британском музее (т. н. Элджиновские мраморы), некоторые достались Лувру или Копенгагену. В Афинах их осталось мало. В истории искусства существует термин "эльджинизм", обозначающий варварское отношение к памятникам искусства.

Как я писал в предыдущих постах, создатели Парфенона руководствовались диалектическим мировоззрением. И один из законов диалектики - отрицание отрицания - проявил себя в отношении шедевра, стоявшего у истоков европейской цивилизации.

Варварское отношение к Парфенону прекратилось только с созданием независимого Греческого государства. В 1928 году было принято решение поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, для чего был создан особый фонд. 15 мая 1930 года состоялось торжественное открытие северной колоннады.

В 1975 году начались работы по реконструкции Парфенона. Вскоре их взялся финансировать Европейский союз.  Недостающие блоки мрамора доставляются из тех же каменоломен, что и в античности. Установлен подъёмный кран. Многие элементы перенесены в музей Акрополя, так как воздействие кислотных дождей и ветров может их повредить. Вместо них устанавливаются скульптуры из современных материалов. Вся арматура изготовляется из титана. Планируется полностью восстановить колоннаду и антаблемент.

Греки поставили себе целью вернуть в Афины все сохранившиеся элементы храма для установки их в новом музее Акрополя. В двух случаях этого уже удалось достичь: Гейдельбергский университет (Германия) и музей Гетти (США) передали свои экспонаты в Грецию. Уже давно продолжается, то затухая, то вновь разгораясь, спор из-за элементов, вывезенных лордом Элджином. Почти все они хранятся в Британском музее, хотя часть находится в Лувре, Копенгагене и других местах. С 1983 года греческое правительство ведёт переговоры о возвращении английских экспонатов в Афины. Британский музей долго отказывался сделать это, утверждая, что с научной точки зрения нахождение памятников в разных частях света выгоднее. Правительство Соединённого Королевства его поддерживало.

Сейчас Парфенон - однин из самых посещаемых туристических объектов. Почти каждый турист уносит с собой на память сувенир - камень с акрополя. Чтобы акрополь не разнесли "по камешкам, по кирпичикам", на него по ночам завозят несколько грузовиков щебня.
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • 28 ноября

    16. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17. Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды…

  • Леда

    Леда смеется. Вдруг раздается Радости клик. Вид сладострастный! К Леде прекрасной Лебедь приник. А.С. Пушкин Знаменитые Помпеи, уничтоженные…

  • Сахарова из Академии наук исключали...

    ..."Сахарова из Академии наук исключали. Позориться никому не хотелось, но - надо... Под страхом кадровых репрессий кворум собрали, куратора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments