holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Парфенон 12. Скульптура


Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Архитектура Парфенона неразрывно связана с украшающей её скульптурой, изобразительные формы которой проникнуты той же идеей, что и художественное решение самого здания.

Скульптуры Парфенона состояли из хрисоэлефантинной статуи Афины внутри, двух фронтонных композиций, метоп между триглифами и обходящего вокруг всего здания сплошного ионического фриза на верхних частях стен.

Парфенон в целом, включая скульптуру, можно воспринимать двояко. Согласно одному восприятию, скульптура вырастает из архитектуры и дополняет её. Другое восприятие заключается в том, что вся его архитектура воспринимается как постамент для скульптуры.

Эффект массива здания придаёт ему характер монумента. Стволам колонн присуще движение вверх: они несут, их силы устремлены на то, чтобы поддерживать антаблемент и фронтоны. Когда зритель обнаруживает, что антаблемент и фронтоны сплошь насыщены изобразительными композициями, вся конструкция приобретает новый художественный смысл: она несёт скульптурные группы. Архитектура Парфенона превращается в этом смысле в элемент, подчинённый скульптуре. Не скульптура заполняет пустоты, образовавшиеся в архитектуре, а архитектура становится постаментом для скульптурных групп фронтонов и метоп.

                                          Метопа. Сражение с кентаврами.

                                           Фриз.  Панафинейское шествие.

По-видимому, восприятие Парфенона заключается в том, чтобы видеть его одновременно с обеих точек зрения: как архитектурное произведение, дополненное скульптурой, и как скульптурную композицию, для которой созданы великолепный архитектурный постамент и обрамление. В Парфеноне архитектура и скульптура ещё не окончательно дифференцировались. Перед нами целостное искусство, включающее в себя одновременно архитектуру и скульптуру, и представляющее собой нечто высшее, охватывающее оба эти искусства.

                                                          Фриз. Всадники.

В Парфеноне снаружи образованы как бы две зоны - человеческая внизу и божественная вверху - во фронтонах и метопах. В ионический фриз включены в скульптуру храма, впервые в греческом искусстве, простые люди, живые граждане Афин.

Расчёт был в основном на коллективное восприятие во время праздничных процессий. Люди обтекали Парфенон с северной и южной сторон, затем оба потока соединялись перед восточной стороной храма.

Во время этого движения участники процессии рассматривали метопы, содержанием которых была борьба добра со злом, греков с амазонками, варварами и кентаврами. Одновременно с этим постепенно развёртывалась великолепная процессия, показанная в идеализированной форме. На западной стороне юноши готовят коней. На южной и северной сторонах главной темой является изображение скачущей конницы. Празднество заканчивается на восточной стороне, где восседают боги, и участники процессии преподносят им дары.

Все скульптурные композиции Парфенона связаны с образом покровительницы города, Афины. Они построены так, что их созерцание - "чтение" того, о чём рассказывают скульптуры - рассчитано на движение от Пропилей к главной, восточной стороне здания, на которой помещался вход внутрь.

Первое, что видел зритель, было изображение на западном фронтоне спора Афины и Посейдона за овладение Аттикой, прославлявшее покровительницу города как божество, даровавшее Афинам маслину - столь существенную для сельского хозяйства и тоговли культуру.

Основная идея западного фронтона - противопоставление стихийному началу начала разумного; эти начала воплощены в образах Посейдона и Афины. Центр фронтона занимают два божества, и это было очень существенным новшеством по сравнению с архаическим периодом. Но центр композиции отмечен - там размещена ветка оливы.

Композиция построена как столкновение двух людских потоков. Это две большие группы сторонников Афины и Посейдона. Оба потока направлены друг против друга. В обоих кульминация движения выражена в фигурах божеств. В этом находит своё выражение столкновение двух принципов - стихийного начала хтонического бога Посейдона и светлого начала мудрости, воплощённого в образе Афины. Над всем витает образ маслины - завершения спора и заключительный аккорд композиции.

Тема западного фронтона - победа разума над стихией.

Сильно напряжение контраста между строгими линиями треугольного обрамления и живостью движения фигур, заполняющих треугольное поле. Это пространство строго сохраняется скульптором, и в общем, все фигуры помещены в поле фронтона. Но движение фигур настолько сильно, что иногда оно нарушает чёткость ограничивающих архитектурных линий. Местами отдельные элементы - то часть головы, то рука - высовываются за пределы границ фронтона и пересекают его наклонные линии, что усиливает динамику композиции.

Кульминацией всей симфонии скульптурных изображений Парфенона является сцена восточного фронтона. На ней изображено рождение разумного начала в мире, символически выраженого в сцене рождения Афины из головы Зевса. Вся средняя часть этой композиции утрачена, о ней мы можем судить только по изображениям. Сохранились только угловые части восточного фронтона.

Сами греки отчётливо сознавали, в чём заключается вклад их классической культуры в сокровищницу мировых культурных ценностей. Они это недвусмысленно выразили в восточном фронтоне Парфенона и в общей композиции здания. В противоположность восточным деспотиям, в борьбе с которыми греки отстояли свою независимость, основным достижением их культурного развития было открытие разумного начала как главной ценности человечества.

На восточном фронтоне не только изображена сцена рождения Афины, которая образно выражает идею рождения разумного начала в Греции, в Афинах, но и воплощена мысль о том, что с рождением Афины, с рождением разумного начала, в мире наступает новый день. Селена, богиня луны, съезжает с небосвода. Гелиос, бог солнца, поднимается.

Благодаря тому, что линии фронтона перерезают фигуры возниц и лошадей с колесницами Гелиоса и Селены, изображение возникновения в мире нового дня выходит за пределы треугольного поля, сливаясь с пространством природы и небесным сводом. Вся сцена приобретает характер космического символа.
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новый год деревьев

    Пришёл еврейский праздник ту-бишват. Название простое: 15 число месяца шват. Иногда называется Рош-Ашана ле-иланот, Новый год деревьев. В это…

  • Дети в Собиборе

    Международная группа археологов, ведущая раскопки на месте нацистского лагеря смерти Собибор в Польше, обнаружила металлические жетоны, которые…

  • В этот день 76 лет назад

    Войска 1-го Украинского фронта, продолжая наступление, 27 января заняли с боями города Кобылин, Бояново и Освенцим. Совинформбюро В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments