holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Парфенон 11. Героический масштаб


Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Чаще всего, мы не задумываемся над тем, что любое здание рассчитано в соответствии с размерами человека. Ширина и высота дверей, высота расположения окон, дверных ручек, замков, высота ступенек лестниц, высота потолков - всё проектируется с учётом размеров человеческой фигуры.

Размеры зданий древневосточных деспотий вызывают ощущение, что они построены великанами для великанов. Человек, глядя на них, чувствует себя ничтожеством, и это сделано для того, чтобы у него не появилось даже мысли о попытке противиться такой мощи и величию.

В Парфеноне всё предназначено для того, чтобы человек пользовался его архитектурными формами. Ступени крепиды приглашают войти под крышу портиков.Одновременно они служили также для того, чтобы на них сидели во время празднеств и процессий, чтобы укрывать людей от солнца и дождя.

Вместе с тем, формы Парфенона слишком велики, чтобы вполне соответствовать размерам человеческого тела. Ступени крепиды имеют высоту 50 см. По таким ступеням довольно неудобно подниматься, они слишком высоки. Высота колонн, определяющая высоту портиков, равна 10,5 м, что также превосходит необходимую высоту с утилитарной точки зрения. Высота дверей равнялась 6 м.

Архитектурные формы Парфенона вызывают у зрителя представление о размерах человеческой фигуры, для которой они предназначены. Если попытаться представить себе его рост на основании архитектурных форм, то окажется, что архитектура вызывает образ человека примерно вдвое более высокого, чем он есть на самом деле. При восприятии Парфенона у зрителя возникает ясное представление о человеческой фигуре увеличенных размеров, на которую ориентированы размеры архитектурных форм. Вместе с тем, зритель воспринимает здание и его части во взаимоотношении с самим собой. Так зритель отождествляет с самим собой образ увеличенного в размерах человека, порождаемый архитектурой, то есть он мысленно вырастает, кажется себе больше и сильнее, чем он есть на самом деле.

Масштаб Парфенона можно назвать героическим. Античные греки представляли себе богов в виде людей, только более крупных размеров. Промежуточное место занимали герои - люди, одним из родителей которых был бог, а другим человек.

А каковы же границы возможного увеличения ордера? В Афинах в классическое время принцип "ничего слишком" нашёл выражение также в том, что границу возможного увеличения никогда не переступали. Чрезмерному увеличению ордерной системы препятствует самый характер ордерной системы и её взимоотношение с фигурой реального человека. Когда переходят известный предел (например, в архитектуре эпохи барокко), зрительное увеличение ордера отстаёт от его действительного увеличения. Например, глядя на колонны римского Пантеона, никогда не скажешь, что они в полтора раза выше колонн Парфенона, а колонны собора св. Петра в три раза больше, чем в Пантеоне.

Мы живём в домах, масштаб которых является натуралистическим.

Классическая греческая культура не столько представляет богов в человеческом облике, сколько человека возвеличивает до уровня богов. Герой греческой трагедии стремится к расширению возможностей человеческой природы, что и делает его героем.

Пиндар сказал: "Будь таким, каким ты себя познал."
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Противники свободы

    В новом отчете Freedom House сообщается, что в 2018 году в 13-й раз подряд правозащитники зафиксировали глобальную отрицательную тенденцию в сфере…

  • Мечты людоеда

    - И все эти комары - бах? - Бах, Ваше Величество. - Та-ра-рах? - Та-ра-рах, Ваше Величество. - Трах - та-ра-ра-рах? - Трах- та-ра-ра-рах,…

  • Родина тебя бросит, сынок. Всегда. (А.Бабченко)

    Пресс-служба Информцентра СНБО Украины сообщила о том, что 21 мая пресс-секретарь Министерства обороны Украины Дмитрий Гуцуляк заявил на брифинге:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments