holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Парфенон 10. Живое в неживом

Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является соединение геометричности и органичности.

В Парфеноне чувство материала, физических свойств камня выражено очень сильно. Каждый элемент композиции Парфенона говорит о том, что его архитекторы ощущали материал со всеми его свойствами и умели творчески превращать камень в художественный материал.

Особенности композиции Парфенона выявляют органический характер архитектурных форм. К ним в первую очередь отосятся курватуры - кривые линии. Крепида и её ступени очерчены кривыми линиями. Колонны все приблизительно одной высоты, поэтому кривизна крепиды передаётся антаблементу, все части которого, в свою очередь, тоже очерчены кривыми линиями. Энтазис колонн также является курватурами, выраженными более наглядно. Это придаёт зданию вид живого существа. В живом нет прямых линий, которые в принципе могут быть продолжены в обе стороны до бесконечности, в то время как кривая линия предполагает конечные очертания. Синтез геометричности и криволинейности создаёт впечатление, что части здания сделаны из органического, живого вещества, подвергнутого кристаллизации, которая упорядочила органическую массу, но сохранила скульптурное начало.

Скульптурность наружного объёма усиливается трактовкой углов здания. Угловые колонны толще остальных и ближе придвинуты к соседним. Благодаря этому наружная масса здания замкнулась и уплотнилась на углах.

Но курватуры применены не только для "органичности" восприятия. У них есть и другая, очень важная функция - избавить зрителя от оптических искажений. Ведь храм построен по правилам восприятия.

Угловые колонны осещены сильнее, и казались бы тоньше, если бы их не сделали толще. Если бы не было энтазиса колонн, они бы казались вогнутыми. Антаблемент западного фасада наклонён вперёд под углом 54 град. к горизонту, чтобы казался прямым зрителю, подошедшему к началу крепиды со стороны Пропилей, он видит антаблемент именно под этим углом с этого места.

Наружный объём Парфенона в целом также создаёт впечатление живого существа, хотя его построение геометрично. Колонны несколько наклонены в сторону здания, причём наклон различных колонн неодинаков. Разница незначительна, но существенна для образа здания в целом. Благодаря наклону колонн наружный объём Парфенона в целом сужается кверху, что созвучно энтазису колонн. В Парфеноне созвучие целого и его частей представляет собой один из важнейших копозиционных принципов.
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Три сестры

    В Польше команда Института поиска и идентификации Института национальной памяти провела геологоразведочные работы в Ольштыне на территории бывшего…

  • Самый короткий фильм

    Знаменитый сценарист Тонино Гуэрра и великий Федерико Феллини были друзьями. Одним из примеров мастерства Гуэрра стал его спор с Феллини. Режиссёр…

  • Здесь же мама!

    В Бостоне проходила конференция эмигрантских писателей. Живущая там вместе с мамой — влюбленной в литературу начитанной интеллигентной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments