holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Парфенон 9. Копактность и расчленённость

Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Характерной особенностью классических периптеров является компактность наружного объёма, к массе которого не примыкает никаких дополнительных объёмов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, т.к. в жилых городских домах господствовала сложная ассиметрическая копозиция. Она объяснялась чисто утилитарными соображениями. По мере роста потребности хозяев, к уже существующей части жилого дома пристраивали дополнительные части, иногда прикупая клочки земли у соседей. Это - обычная картина, которая наблюдалась, например, в Месопотамии, Египте или на Крите. "Монолитный" характер объёма Парфенона , контрастируя с жилой застройкой Афин, вызывал представление о высшей законченности, воплощённой в главном храме города.

Но расчленение периптеральной системы при помощи ордера создаёт  расчленение наружного объёма, что придаёт ему насыщенную пульсацию жизни, динамичность. Представьте себе рядом с Парфеноном одинаковый по форме и размерам архитектурный объём, но не расчленённый. Он будет выглядеть оголённым, прозаическим и невыразительным, как это часто и бывает в современной архитектуре.

"Архитектура - это расчленение" - сказал Альберти. Периптеральная система насыщает облик Парфенона трепетом жизни. В ней сочетаются динамика и статика, противоположности диалектически слиты воедино.

Полную аналогию наружному объёму Парфенона составляет каждая его колонна. В целом статичная, она в то же время динамична в пределах этой статичности. Освещение каннелюр заставляет колонны танцевать, исполняя неподвижную, полную величия пляску.

Учение Гераклита говорит, что всё "изменяясь непрерывно, находится в покое".

Немецкий искусствовед Канторович давал такие характеристики греческой скульптуре: движение в спокойствии, обуздание разнузданного движения, неподвижная пляска, вибрация в пределах спокойствия.

"Вписанное движение" Парфенона создаётся не только насыщенной динамикой каннелюр, но и в более крупном плане динамикой чередования стволов колонн и затенённых интерколумниев, из которых они выступают.
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Выпал снег

    Выпал снег... 8.00 Я слепил снеговика. 8.10 Моя соседка-феминистка спросила, почему я не слепил снежную бабу. 8.15 Я слепил ещё и снежную бабу.…

  • Если женщина любит

    Прочитал в ФБ запись Андрея Юркина: – Никогда не верь женщинам, – сказал Родион. – Турецкие султаны были мудрые и дальновидные…

  • Улыбнёмся?

    Самые большие глупости делаются с умным выражением лица. Улыбайтесь, господа! (к/ф "Тот самый Мюнхгаузен") Работаю в тур агентстве.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments