holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Парфенон 8. Колонна и человек

Предыдущие посты - по тегу парфенон.

В эпоху Перикла греческая скульптура ярко отражала целостное восприятие человека как единства физического и духовного начал. Вся греческая культура того времени проникнута идеей величия человека. В "Анигоне" Софокла говорится: "В мире много сил великих, но сильнее человека нет на свете ничего".

В Парфеноне с особой убедительностью выражено взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к далёкому прошлому, в конечном счёте к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооружённого в память о каком-либо события. Такой камень был обобщённым изображением человеческой фигуры. В нём от внешнего облика человека была абстрагирована наиболее бросающаяся в глаза и характерная черта - вертикализм. Действительно, вертикализм отличает человека от животных: человек возник тогда, когда обезьяна встала на задние лапы. Нечто от такой ассоциации сохранилось также и в классической колонне. Её вертикализм вызывает ассоциацию с человеческой фигурой.

В греческом искусстве мы наблюдаем взаимное влияние вертикали в статуе и в архитектуре. Например, так называемая Гера самосская представляет собой изображение человеской фигуры, сильно напоминающее колонну и вряд ли возникшее просто из подражания древесному стволу. С другой стороны, колонна проявляет тенденцию приблизиться к внешнему облику человека.
 
Сразу возникает аналогия между каннелюрами и складками женской одежды. Но дорическая колонна спректирована в соответствие с пропорциями мужской фигуры. Дорический ордер - мужской, в отличие от женского ионического.

"Желая сделать так, чтобы они (колонны) были пригодны к поддержанию тяжести и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колоннаде и, сообразно с толщиной основания её ствола, вывели её высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела." (И.Шевелёв, Золотое сечение)

Сближению колонны и человеческой фигуры способствует сама функция колонны - она несёт тяжесть антаблемента подобно живому существу. Впечатление усиливается энтазисом (утолщение ствола колонны на 1/3 её высоты) - зритель представляет себе, что на выполнение этой функции уходят все силы колонны. В силу всех этих особенностей колонна обладает характером индивидуальности.

Отдельная колонна воспринимается как существенная часть, не растворяющаяся в целом. Ряды их в периптере подобны группе людей. Этот эффект зависит также от количества колонн в каждой группе, видимых сразу.

При очень большом количестве опор индивидуальность отдельной колонны растворяется в целом, если количество их переходит за известный предел. В этом легко убедиться, если взглянуть, например, на зал мечети в Кордове. Войдя внутрь, зритель видит лес колонн, в котором, как песчинка, теряется ствол каждой отдельной колонны. И не потому, что мусульманские архитекторы не сумели подняться до понимания этого, а потому, что философия ислама пренебрегает отдельной личностью, в ней личность безусловно подчинена высшей идее.

В Парфеноне торцовая группа колонн легко читается глазом как группа, в которой не пропадают отдельные стволы, хотя количество колонн (восемь) приближается к пределу того, что глаз может охватить сразу. На длинной его стороне стоит семнадцать колонн, но они воспринимаются как вариация главной темы - торцовой стороны с её отчётливо обозримыми восемью колоннами.

Классическая греческая колонна имеет с этой точки зрения двоякое значение: она, с одной стороны, как бы изображает в отвлечённом и обобщённом виде фигуру человека; вместе с тем колоннада охватывает человека: портики на колоннах предназначены для человека и укрывают его от солнца и дождя. С этим связано взаимоотношение колонны и расположенной за ней стены. Греческая колоннада и стена в качестве её фона настолько внутренне связаны, что их вообще с точки зрения композиции нельзя рассматривать отдельно. В содружестве со стеной колоннада охватывает человека, создавая пространство, его вмещающее.

Всеобщий характер классической греческой архитектуры основан на том, что она реалистична и базируется на антопоморфизме, на восприятии мира, в котором человек занимает центральное место, а также на принципе диалектического мышления. Ни одна другая архитектура, кроме греческой, не оказала такого решающего влияния на развитие мировой архитектуры. Именно с античной греческой архитектуры начинается развитие на основе ордера ряда европейских архитектур, которые можно объединить понятием "ордерные".
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Украина была, есть и будет

    Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских…

  • Не в мути суть, а в сути муть

    24 июля было опубликовано сообщение о том, что посольство России в Японии призвало Международный олимпийский комитет (МОК) исправить карту, где…

  • Как всегда получится

    Итак, визит Зеленского в Штаты состоится 30 августа - об этом сообщила пресс-служба Белого дома. Если состоится, конечно, ибо видно, что американцы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments