В эпоху Перикла греческая скульптура ярко отражала целостное восприятие человека как единства физического и духовного начал. Вся греческая культура того времени проникнута идеей величия человека. В "Анигоне" Софокла говорится: "В мире много сил великих, но сильнее человека нет на свете ничего".
В Парфеноне с особой убедительностью выражено взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к далёкому прошлому, в конечном счёте к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооружённого в память о каком-либо события. Такой камень был обобщённым изображением человеческой фигуры. В нём от внешнего облика человека была абстрагирована наиболее бросающаяся в глаза и характерная черта - вертикализм. Действительно, вертикализм отличает человека от животных: человек возник тогда, когда обезьяна встала на задние лапы. Нечто от такой ассоциации сохранилось также и в классической колонне. Её вертикализм вызывает ассоциацию с человеческой фигурой.
В греческом искусстве мы наблюдаем взаимное влияние вертикали в статуе и в архитектуре. Например, так называемая Гера самосская представляет собой изображение человеской фигуры, сильно напоминающее колонну и вряд ли возникшее просто из подражания древесному стволу. С другой стороны, колонна проявляет тенденцию приблизиться к внешнему облику человека.
Сразу возникает аналогия между каннелюрами и складками женской одежды. Но дорическая колонна спректирована в соответствие с пропорциями мужской фигуры. Дорический ордер - мужской, в отличие от женского ионического.
"Желая сделать так, чтобы они (колонны) были пригодны к поддержанию тяжести и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колоннаде и, сообразно с толщиной основания её ствола, вывели её высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела." (И.Шевелёв, Золотое сечение)
Сближению колонны и человеческой фигуры способствует сама функция колонны - она несёт тяжесть антаблемента подобно живому существу. Впечатление усиливается энтазисом (утолщение ствола колонны на 1/3 её высоты) - зритель представляет себе, что на выполнение этой функции уходят все силы колонны. В силу всех этих особенностей колонна обладает характером индивидуальности.
Отдельная колонна воспринимается как существенная часть, не растворяющаяся в целом. Ряды их в периптере подобны группе людей. Этот эффект зависит также от количества колонн в каждой группе, видимых сразу.
При очень большом количестве опор индивидуальность отдельной колонны растворяется в целом, если количество их переходит за известный предел. В этом легко убедиться, если взглянуть, например, на зал мечети в Кордове. Войдя внутрь, зритель видит лес колонн, в котором, как песчинка, теряется ствол каждой отдельной колонны. И не потому, что мусульманские архитекторы не сумели подняться до понимания этого, а потому, что философия ислама пренебрегает отдельной личностью, в ней личность безусловно подчинена высшей идее.
В Парфеноне торцовая группа колонн легко читается глазом как группа, в которой не пропадают отдельные стволы, хотя количество колонн (восемь) приближается к пределу того, что глаз может охватить сразу. На длинной его стороне стоит семнадцать колонн, но они воспринимаются как вариация главной темы - торцовой стороны с её отчётливо обозримыми восемью колоннами.
Классическая греческая колонна имеет с этой точки зрения двоякое значение: она, с одной стороны, как бы изображает в отвлечённом и обобщённом виде фигуру человека; вместе с тем колоннада охватывает человека: портики на колоннах предназначены для человека и укрывают его от солнца и дождя. С этим связано взаимоотношение колонны и расположенной за ней стены. Греческая колоннада и стена в качестве её фона настолько внутренне связаны, что их вообще с точки зрения композиции нельзя рассматривать отдельно. В содружестве со стеной колоннада охватывает человека, создавая пространство, его вмещающее.
Всеобщий характер классической греческой архитектуры основан на том, что она реалистична и базируется на антопоморфизме, на восприятии мира, в котором человек занимает центральное место, а также на принципе диалектического мышления. Ни одна другая архитектура, кроме греческой, не оказала такого решающего влияния на развитие мировой архитектуры. Именно с античной греческой архитектуры начинается развитие на основе ордера ряда европейских архитектур, которые можно объединить понятием "ордерные".